В Нижнем Новгороде не побоялись перевести Горького на язык балета

Нынешний сезон, не очень богатый на громкие события, отмечен упорным стремлением заявить о себе Нижегородского балета. Еще перед Новым годом труппа выпустила детский балет Моисея Вайнберга "Золотой ключик" в постановке Алессандро Каггеджи. К 225-летию Пушкина последовала мировая премьера "Пиковой дамы" Юрия Красавина в хореографии Максима Петрова. На закрытие сезона приготовили программу "Горький. Балет", созданную театром оперы и балета в сотрудничестве с фестивалем современного танца "Context. Diana Vishneva". В нее вошли одноактные спектакли, отсылающие к литературному творчеству Максима Горького - уроженца Нижнего Новгорода.
В спектакле "Девушка и смерть" опознать некоторых горьковских персонажей было затруднительно.
В спектакле "Девушка и смерть" опознать некоторых горьковских персонажей было затруднительно. / предоставлено фестивалем Вишневой

Хореографами проекта стали уже не первый раз сотрудничающие с фестивалем Дианы Вишневой Павел Глухов и Кирилл Радев. Сценографию и костюмы для него выполнила Анастасия Нефедова, вызывающе-яркий театральный язык которой в последние годы пользуется в отечественном балетном театре повышенным спросом. Еще одним важным участником проекта оказался Струнный квартет оркестра La Voce Strumentale - гордости нижегородского театра. Он исполняет Первый струнный квартет Николая Мясковского, сопровождающий постановку Павла Глухова, и Четвертый струнный квартет Франца Шуберта, одноименный с балетом Кирилла Радева.

Павел Глухов, в течение последнего года с изумляющей интенсивностью поставляющий новинки как для независимых проектов, компаний современного танца и академических театров, для первой встречи с Нижним Новгородом предложил пьесу "На дне". Выбор для балетного театра, вообще побаивающегося творчества Горького, нетривиальный: слишком сложно найти в танце эквивалент горьковскому слову и характерам, передать социальное звучание идей писателя. Но Глухов, воспитанный не классическим балетом, а современным танцем, и не пытается вовсе отказаться от слова: его он использует, надстраивая спектакль словесной увертюрой.

Хореограф, воспитанный не классическим балетом, а современным танцем, не отказывается от слова и надстраивает спектакль словесной увертюрой

В то время, когда зрители рассаживаются в камерном амфитеатре Пакгауза, с ними вступают в общение молодые люди в довольно однообразных бесцветно-сизых балахонах, чьи реплики позволяют идентифицировать в них Ваську Пепла, Сатина, Клеща, Наташу. Благодаря этому потом удается ориентироваться в нервных, агрессивных и несколько хаотичных пластических высказываниях героев, когда они, перебравшись через ряды зрительских ног, выбираются на сцену. Там, уворачиваясь от загромождающих сцену валунов, они то сбиваются в общую массу, то разделяются на маленькие ансамбли - дуэты, трио, квартеты.

Хореографически эти композиции непросто устроены, они экспрессивны и выразительны. Но все же без первоначальной словесной "шпаргалки" опознать на сцене горьковских персонажей было бы затруднительно, тем более что танцевальный абрис пьесы изменен из-за слияния в один персонаж Наташи и Насти, полного отсутствия в спектакле Луки и второстепенных участников пьесы.

Кирилл Радев, выбравший для постановки поэму "Девушка и смерть", напротив, расширил круг действующих лиц. Из спектакля Глухова к нему перекочевал объединяющий обе части Рассказчик, в какой-то момент оборачивающийся возлюбленным Девушки.

Но для сорокаминутного балета трио оказалось явно недостаточно, и хореограф ввел четверку персонажей, которых программка представляет Комарами. Вероятно, это обозначение подсказала их лексика - мелкая, стремительная, нервная и назойливая, принципиально отличающаяся от дуэтов главных персонажей.

Спектакль хорош четко читаемым сюжетом и взаимоотношениями героев. Но все же запоминается он не столько хореографией, сколько эффектной инсталляцией: Смерть на валуне, примостившаяся за стеклом театра на фоне прекраснейшего вида на нижегородский Кремль, поджидает не только участников спектакля и зрителей, но и случайных прохожих. К счастью, горожане, приехавшие прогуляться на место красивейшего слияния Волги и Оки, даже не догадываются, что за эффектную незнакомку они разглядывают и фотографируют на память.

Справка "РГ"

В следующем сезоне балет Нижнего Новгорода планирует не сбавлять обороты и выпустить три премьеры. Первой должна стать новая постановка "Лебединого озера". Его покажут в декабре.