Власти понимают: стоит лишь немного успокоиться, как город снова может оказаться перед угрозой транспортного коллапса. Машин-то на дорогах становится все больше! У кого же из горожан в этом году появятся у дома станции метро и МЦД, какие новые дороги до конца года пополнят улично-дорожную сеть Москвы? Об этом "РГ" рассказал руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Рафик Равилович, кажется, скоро сможем прокатиться по изумрудной линии? Мэр Москвы Сергей Собянин провел уже технический пуск первых четырех станций...
Рафик Загрутдинов: Да, проехав от станции "Новаторской" до "Тютчевской", Сергей Семенович высоко оценил готовность станционных комплексов и тоннелей первого участка Троицкой линии длиной 8,3 километра.
Мэр поручил закончить строительство участка к Дню города. До конца же года планируется завершить работы на участке от "Тютчевской" до "Новомосковской". Остальные четыре станции линии должны поехать с пассажирами в 2025 году.
Глава города отмечал, что даже первый пусковой участок значительно улучшит транспортное сообщение ряда районов на юго-западе Москвы - Обручевского, Коньково и Теплого Стана, а также поселка завода Мосрентген. По прогнозу этими четырьмя станциями будут пользоваться 300 тысяч пассажиров на запуске, а далее - около полумиллиона. Для кого еще Троицкая линия улучшит транспортную доступность?
Рафик Загрутдинов: Напомню: эта линия станет одной из самых протяженных в Московском метрополитене - более 43 километров, 17 станций. Новый радиус пройдет от станции "ЗИЛ" МЦК до города Троицк. Благодаря ему метро придет к полутора миллионам жителей как Новой Москвы, так и Москвы исторической. Причем свыше 850 тысяч москвичей получат метро в пешей доступности. Пассажиры этой линии со станции "Новаторской" смогут делать пересадку на БКЛ, со станции "Академической" - на Калужско-Рижскую, на "Новомосковской" появится большой пересадочный узел с Сокольнической линией, а на "ЗИЛе" в перспективе еще и пересадка на будущую Бирюлевскую линию. Станции "ЗИЛ" и "Крымская" будут связаны пересадками с одноименными станциями МЦК.
Комфортнее станет пассажирам и на существующих ветках подземки. В частности, Сокольническая и Калужско-Рижская линии станут свободнее на 20 процентов, а Бутовская линия - до 15 процентов. Благодаря сокращению интенсивности движения на прилегающей улично-дорожной сети автомобилистам будет также легче проехать по Калужскому шоссе и Ленинскому проспекту.
Новая Москва пока застроена не так плотно, как старая. Почему же было принято решение полностью проложить Троицкую линию под землей?
Рафик Загрутдинов: У нас уже есть опыт сооружения наземного метро в ТиНАО - так построена часть участка продления Сокольнической линии, но всю Троицкую линию мы построим под землей, на это есть ряд причин.
Строительство участка Сокольнической линии велось в створе новой автодороги Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе, проекты реализовывались параллельно, с Троицкой линией ситуация другая. Прокладка рельсового пути по земле разрезала бы территорию города, для связи между районами потребовалось бы строить множество искусственных сооружений - эстакад, тоннелей и пешеходных переходов. Пришлось бы изъять огромное количество земли.
К тому же в Новой Москве ведется интенсивное жилищное строительство и, следовательно, пришлось бы переносить от домов инженерные коммуникации.
Наконец, наш климат, когда подолгу стоят холода до минус 20 и ниже, идут снегопады и ледяные дожди, добавляет сложности при эксплуатации метро на поверхности земли. По этой причине даже наземные участки Сокольнической линии в итоге у нас полностью закрытые.
"Потапово" в этом году - восьмая пусковая станция?
Рафик Загрутдинов: Да, 9 августа Сергей Семенович провел технический пуск участка Сокольнической линии от станции "Новомосковская" до станции "Потапово". Открытие этой станции значительно улучшит транспортное обслуживание жителей Коммунарки, а также района Южное Бутово - станет быстрее и с большим комфортом добираться до Москвы исторической, например, без всяких пересадок прямо до станции "Охотный Ряд". Чтобы доехать до БКЛ потребуется всего 27 минут, это вдвое меньше, чем сейчас. Общая экономия времени в пути у жителей может составить до 40 минут в день. Это важно и для тех, кто только планирует поселиться в Новой Москве.
А еще "Потапово" очень интересна с архитектурной и строительной точки зрения. Она наземная, и большая часть ее фасада остеклена: через огромные окна открывается вид на город прямо с платформы. В темное время суток станция будет светиться как маяк в ночи.
Недавно Сергей Семенович дал старт строительству станции метро "Рублево-Архангельское" одноименной линии. Расскажите, пожалуйста, что в целом происходит на этом радиусе.
Рафик Загрутдинов: Напомню, первые две из десяти станций этой линии - "Деловой центр" и "Шелепиха", открылись в 2018 году и до недавнего времени работали в составе БКЛ. Сейчас они временно закрыты для присоединения как раз к Рублево-Архангельской линии. Строительство второго участка из трех станций - "Народное Ополчение", "Звенигородская", "Бульвар Генерала Карбышева" - идет полным ходом.
Между "Народным Ополчением" и "Звенигородской" завершили проходку перегонных тоннелей, а соорудить их все на этих пусковых комплексах планируется в 2025-2026 годах.
В июле этого года правительство Москвы утвердило проект планировки участка от "Липовой Рощи" до "Ильинской". Сейчас специалисты обустраивают строительную площадку станции "Рублево-Архангельское", делают пионерную траншею ограждающих конструкций. Замечу: для запуска нового радиуса мало построить тоннели и станции. Обязательно нужно еще электродепо, необходимое для жизнеобеспечения любой новой линии. Будем параллельно строить и его.
Проходку этого радиуса в мае начали тоннелепроходческие щиты с шестиметровым диаметром "Натали" и "Виктория". Сообщалось, что затем планируется запустить десятиметровые щиты. Почему?
Рафик Загрутдинов: Действительно, до станции "Бульвар Генерала Карбышева" пойдут шестиметровые щиты, а потом до "Липовой Рощи" - десятиметровые. Сейчас на станции "Бульвар Генерала Карбышева" ведется монтаж 10-метрового щита "Лилия". Дело в том, что проходческим комплексам небольшого диаметра для их запуска требуется больше притоннельных сооружений, а на таком длинном перегоне, как в данном случае, построить их нельзя. В десятиметровом тоннеле можно разместить не только сразу два пути, но и инженерную инфраструктуру, необходимую для жизнеобеспечения тоннеля, например, вентиляционные каналы. К тому же большие щиты двигаются с гораздо большей скоростью, чем шестиметровые, как мы убедились при строительстве Некрасовской линии еще в 2016 году. Их дополнительный плюс - вверху или внизу этих тоннелей можно оставить пространство для нужд городского хозяйства - размещения разных коллекторов. В мире это делается с использованием еще более мощных щитов - 12,5 - 13,5-метровых.
Бирюлевская линия - одна из самых ожидаемых в городе. Жители районов Бирюлево-Восточное и Бирюлево-Западное ждут прихода метро с семидесятых годов прошлого века, когда на месте бывших деревень начали строить многоэтажные дома. На схеме линия обозначена как рубиновая, есть она и в Генплане развития внеуличного транспорта Москвы до 2025 года. Наряду с Троицкой и Рублево-Архангельской сейчас ее строительство стоит в ряде приоритетов правительства Москвы. Когда же начнется реальная стройка?
Рафик Загрутдинов: Надеюсь, к активной фазе строительства приступим в конце текущего - начале следующего года. В настоящее время утверждена трассировка линии длиной 22 километра с десятью станциями. Начнется она с территории бывшей промзоны "ЗИЛ", где пассажиры получат пересадку на Троицкую линию и МЦК. А далее пойдет к станциям "Остров мечты", "Кленовый бульвар", "Курьяново", "Москворечье", "Кавказской бульвар", "Каспийская", "Липецкая", "Лебедянская", "Бирюлёво" - в районе Бирюлёво Западное.
Высказывались предположения продлить эту линию до Щербинки?
Рафик Загрутдинов: Такая возможность есть, также теоретически можно продлить и Солнцевскую линию дальше от Внуково, и Сокольническую за Потапово. Но нужно ли это делать? Такие варианты просчитываются, решение пока не принято.
А что с последней, 13-й станцией Кольцевой линии, построенной еще в 1950 году? Место ее известно: между станциями "Новослободская" и "Проспект Мира". Утверждено и новое название - "Достоевская" вместо прежнего "Суворовская". Вопрос: появится ли в обозримом будущем сама станция?
Рафик Загрутдинов: Строительство станции "Достоевская" Кольцевой линии ведется, недавно строительную площадку посетил мэр Сергей Собянин. Строить новую станцию сложно, работы ведутся горным способом, без остановки движения на Кольцевой линии. Они продлятся еще около четырех-пяти лет.
В настоящее время завершено сооружение шахтных стволов, подходных и вспомогательных выработок и уже началось строительство обходных тоннелей, камер переключения движения, притоннельных сооружений, а также устройство инженерных систем для реорганизации схемы движения поездов Кольцевой линии на время работ.
Московские центральные диаметры стали неотъемлемой частью жизни столицы. Ездить на новеньких комфортных поездах по земле, глядя в окно, даже приятнее, чем в тоннеле. Но только если ждать поезд не на открытой всем дождям и ветрам платформе, а в уютном вокзале. В начале августа была открыта станция "Митьково" на МЦД-3. Какой она получилась?
Рафик Загрутдинов: 2 августа Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор компании "РЖД" Олег Белозеров открыли новый московский городской вокзал Митьково МЦД-3.
39-я станция на третьем Московском центральном диаметре станет настоящим городским вокзалом - с лифтами и эскалаторами, платформой, закрытой навесом в форме крыла ласточки. Такое необычное инженерное решение выбрано не случайно. Установленная на крыше система обогрева не позволит снегу зимой скапливаться, а летом навес защитит пассажиров от жары. Расположенный на границе двух центральных районов города - Сокольников и Красносельского - новый вокзал дает их жителям бесплатную пересадку на Сокольническую и Большую кольцевую линии метро, а также множество вариантов для использования наземного городского транспорта. В результате улучшилась транспортная доступность 100 тысяч москвичей.
На каких еще станциях МЦД появятся новые вокзалы?
Рафик Загрутдинов: Всего в работе их шесть. Строятся станции Петровско-Разумовская МЦД-1, Беговая МЦД-1/МЦД-4, Тестовская МЦД-1, которая будет переименована в Москва-Сити после завершения строительства, Рижская МЦД-2/МЦД-3/МЦД-4, Серп и Молот МЦД-2/МЦД-4, Царицыно МЦД-2. С их пуском на каждой появятся крупные пересадочные узлы. Одним из таких транспортных хабов станет вокзал на Петровско-Разумовской, который сформируется в течение нескольких лет. В ближайшее время две линии метро - серая и салатовая - там соединятся с МЦД-1. Это значительно улучшит транспортную доступность для жителей районов Марфино, Бутырский и Тимирязевский, где проживает почти 200 тысяч человек. После открытия этой станции пассажиры первого диаметра будут пересаживаться на подземку буквально в считаные минуты, к тому же бесплатно.
Новая Петровско-Разумовская, как и другие, строится по всем московским стандартам - с навесом вдоль всей платформы, пассажирским терминалом с кассами, турникетами, туалетами, лифтами и эскалаторами. В будущем с этого пригородного вокзала можно будет пересесть и на станцию МЦД-3, для которого платформу Петровско-Разумовская Ленинградского направления Октябрьской железной дороги перенесут поближе к новой станции МЦД-1. Здесь все будет приспособлено и для приема поездов высокоскоростной магистрали, проект которой приобретает все более конкретные очертания.
Станция Беговая сейчас принимает только поезда МЦД-1, а после реконструкции там будут останавливаться еще и составы МЦД-4?
Рафик Загрутдинов: Да, для того, чтобы пересесть с одного диаметра на другой, нужно будет просто перейти на другую сторону островной платформы или на одну из береговых платформ. Работы на станции Беговая находятся в активной фазе. Будут там останавливаться и аэроэкспрессы, следующие до аэропорта Шереметьево. Новая пересадка между МЦД-1 и МЦД-4 также появится на Тестовской, которая после завершения реконструкции будет переименована в Москва-Сити и будет объединена со станцией Москва-Сити МЦД-4 по кратчайшему пути протяженностью менее 150 метров по принципу "сухие ноги". Реконструкция станции ведется по всем современным стандартам МЦД.
Но самым крупным из строящихся в Москве будет, пожалуй, Московский городской вокзал "Рижская". Он уже объединяет станции Большой кольцевой и Калужско-Рижской линий метро и МЦД-2. В перспективе же здесь будут останавливаться поезда МЦД-3, МЦД-4 и высокоскоростной магистрали. Этот вокзал улучшит транспортную доступность трех центральных районов столицы - Мещанского, Алексеевского и Марьиной Рощи, где проживает более 200 тысяч жителей. У пассажиров появится новая удобная пересадочная станция, которая разгрузит "Площадь трех вокзалов" - крупнейший транспортный узел в стране.
Одна из составляющих нового транспортного каркаса Москвы - Южная рокада. Когда ее достроят?
Рафик Загрутдинов: Готовность дороги превышает 90 процентов. Ее строительство мы разбили на восемь участков, пять из них готовы. В частности, рокада дошла от МКАД до Варшавского шоссе, от Варшавского шоссе до Пролетарского проспекта и от улицы Марьинский парк до МКАД. Также реконструирована Московская кольцевая магистраль на участке от Каширского шоссе до транспортной развязки с Бесединским шоссе и развязка на МКАД с этим шоссе. Сейчас работы ведутся еще на трех последних участках рокады. В частности, от Каспийской улицы до 1-го Котляковского переулка участок выполнен более чем на 70 процентов. Чуть повыше готовность на двух других участках - реконструируемой улицы Донецкой от улицы Подольской до Курьяновской набережной и транспортной развязки МКАД с улицей Капотня.
Что даст москвичам появление Южной рокады?
Рафик Загрутдинов: Пользуясь рокадой, можно объехать другие, очень загруженные дороги, ту же МКАД и Третье транспортное кольцо. Новая трасса соединит такие крупные магистрали, как Кутузовский, Мичуринский, Ленинский, Пролетарский проспекты и проспект Вернадского, а также Варшавское, Бесединское и Каширское шоссе, улицы Липецкую и Люблинскую. Благодаря магистрали появится прямая связь между Южным и Юго-Восточным административными округами. Кроме того, она откроет столичным водителям выход на федеральные автодороги - М-9 "Балтия" и М-5 "Урал".
Много лет Москва занимается реконструкцией развязок МКАД. В каком состоянии эта работа сейчас?
Рафик Загрутдинов: Основные развязки - их на МКАД 21 - обновлены. На них больше нет пересечений клеверного типа, все пересечения с радиальными магистралями имеют теперь более безопасные направленные съезды. Завершается реконструкция последней развязки - с Алтуфьевским шоссе. Кроме того, работы продолжаются на пересечении МКАД с улицей Капотня. Дополнительные работы ведутся на развязке Кольцевой с улицей Липецкой, движение по которой было запущено в прошлом году. Модернизированные развязки помогут разгрузить прилегающие вылетные магистрали и увеличат пропускную способность МКАД.
Больше трети дорог, которые строит Москва, находятся в ТиНАО. Почему?
Рафик Загрутдинов: Новая Москва развивается, там, в обозримом будущем, будут жить от 3 до 5 миллионов жителей. У них должна быть хорошая связь со всей столицей.
В этом году Москва строит очень много мостов. Когда мы сможем прокатиться по ним?
Рафик Загрутдинов: Возводится шесть автомобильных мостов, и все они будут сданы в эксплуатацию в 2024-2027 годах. Ближе всех к вводу, пожалуй, автомобильный мост через Москву-реку между районами Хорошево-Мневники и Филевский парк. Он строится в створе улицы Мясищева. По этой переправе с двумя полосами движения в каждую сторону москвичам будет удобно добираться к станции метро "Мневники" Большой кольцевой линии. Там же, по соседству, строится еще один мост - вблизи улицы Новозаводской. Помимо двух полос движения в каждую сторону для автомобилей на нем также будут пешеходные тротуары. У моста необычная вантовая схема - между наклонной балкой жесткости и пролетным строением добавлен несущий элемент - треугольный "парус" из металла длиной более 130 метров, что придает ему оригинальный вид.
При продлении Мосфильмовской улицы планируется также возвести два моста через реку Раменку, которые находятся в стадии проектирования.
В составе южного направления Московского скоростного диаметра от МКАД до дороги Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе строится мост через реку Битца, его готовность около 90 процентов. Еще один мост - через Москву-реку у Берегового проезда - свяжет районы Филевский парк, Пресненский и Хорошево-Мневники.
Авторы проекта велопешеходного моста через Яузу на территории МГТУ имени Баумана недавно получили премию мэра в области архитектуры за лучшее архитектурно-градостроительное решение. Как, по-вашему, другие строящиеся мосты тоже могут стать новыми визитными карточками Москвы?
Рафик Загрутдинов: Надеюсь, что так и случится. Проекты всех мостов оригинальные и очень красивые, они точно станут изюминками московского стиля.