Опера в формате TikTok? В Италии ради привлечения молодежи оперу Пуччини сократили вдвое

В Италии ради привлечения молодой аудитории оперу Пуччини сократили вдвое
Все больше итальянских культурных учреждений пытаются любой ценой подстроиться под вкусы и предпочтения тиктокеров. Руководствуясь этой логикой, тенор Джанлука Терранова предложил адаптированную версию канонической оперы Пуччини "Богема" ради привлечения поколения Z, которое, по его мнению, не знакомо с жанром и не способно долго удерживать внимание. Адаптированную и сокращенную вдвое 90-минутную версию покажут 13 сентября в Перудже.
Молодежь хотят завлечь в театры урезанными постановками (на фото - античный амфитеатр в Вероне).
Молодежь хотят завлечь в театры урезанными постановками (на фото - античный амфитеатр в Вероне). / Getty Images

Первые попытки заигрывания с молодой аудиторией на Апеннинах были сделаны еще во время пандемии, когда пустующие музеи стали открывать соцсети и приглашать лидеров (итальянских и международных) мнений. Настоящим прорывом в мире искусства в тот период стало создание аккаунта в TikTok галереей Уффици. Демократизация и упрощенная подача искусства позволила тогда одному из старейших музеев мира значительно увеличить количество молодых посетителей. Ради их удержания позже был создан проект Уффици Live - онлайн-платформа, где молодые люди могли создавать собственные цифровые произведения искусства, вдохновленные коллекцией галереи. Пример Уффици оказался достаточно успешным.

По проторенной флорентийцами дороге решили пойти и авторы нового оперного проекта, настаивающие на том, что Пуччини был бы только рад расширить свою аудиторию. Они мотивировали свое решение сократить "Богему" тем, что молодое поколение способно эффективно потреблять контент лишь в урезанном виде и под определенным соусом. Ради ублажения тиктокеров было ускорено выполнение некоторых арий, а также убраны длинные музыкальные фрагменты. А для лучшего понимания действия сюжет в промежутках между ариями будет пояснять рассказчик.

Безжалостная статистика говорит о том, что итальянская молодежь практически не интересуется оперой

Музыкальные критики разошлись во мнениях. Одни видят в нововведении сплошные плюсы, полагая, что сокращенная версия может сделать оперу более доступной. Остальная же часть, к которой принадлежит большинство экспертов, считают, что подобные эксперименты могут стать пагубной тенденцией, которая разрушит выстраиваемый веками имидж итальянской оперы. Они уверены, что столь беспардонные вмешательства неминуемо приведут к потере глубины и целостности произведения.

Есть основания полагать, что задумка Джанлуки Террановы, скорее всего, провалится по той простой причине, что целевая аудитория, по сути, отсутствует. Безжалостная статистика говорит о том, что итальянская молодежь практически не интересуется оперой. Для них композиторы Верди и Пуччини - это попросту нафталин. И в этом, как выяснилось, нет их вины. Как ни парадоксально, на родине оперы, подарившей миру таких великих певцов, как Марио Дель Монако, Франко Корелли и Лучано Паваротти, на сегодняшний день нет доступного музыкального образования. Его могут позволить себе лишь дети из состоятельных семей. Остальная же часть неплатежеспособного молодого населения в этом смысле автоматически оказывается "за бортом".

Мнение

Людмила Сараскина, литературовед и литературный критик, специалист в области творчества Достоевского и Солженицына:

- Если говорить в общем, то я не считаю, что с классическими произведениями можно делать все, что угодно. Когда классику хотят адаптировать для молодежи, это может быть и хорошо, и плохо. Но каждый случай нужно рассматривать индивидуально, разбираться, что сократили и как это было сделано. Нет ни одной экранизации литературного произведения, чтобы там не было сокращенных сцен. Все зависит от того, как это сделано и во имя чего это сделано, чего этими сокращениями добивались создатели. Согласитесь, что роман "Война и мир" Льва Толстого невозможно передать на экране во всех подробностях, со всеми персонажами и диалогами. По "Преступлению и наказанию" снимали мультфильмы, иногда брали только определенные сцены. Бессмысленно говорить об этом, не видя и не разобравшись, что к чему.

Подготовила Анастасия Скорондаева