Сразу после первого заседания Морской коллегии России, которое прошло на этой неделе в Москве, ее председатель - помощник президента России Николай Патрушев - провел рабочее совещание в Петербурге. Федеральные министры, губернаторы, командование ВМФ, руководители госкорпораций и ректоры ведущих вузов страны без победных реляций и докладов о том, что "все хорошо", обсудили, как выйти из проблемы "кадрового голода". Ведь от ее решения зависит не только будущее флота, но и самой России как великой морской державы.
"Причины сложившейся ситуации кроются в ряде системных проблем, которые нам необходимо совместно решать. В первую очередь, это организация межведомственного взаимодействия при формировании потребности в конкретных специалистах", - задал Патрушев тон совещанию, которое проходило на базе главной кузницы судостроительных кадров - знаменитой Корабелки.
По его данным, в настоящее время многие предприятия отрасли уже испытывают серьезные проблемы с обеспечением квалифицированными инженерами, специалистами среднего звена и рабочими. Среди наиболее востребованных специальностей - инженеры-конструкторы, инженеры по пуско-наладке оборудования, слесари различных профессий, судовые сварщики, токари.
В ближайшей перспективе потребность судостроения в кадрах оценивается на уровне 9-10 тысяч человек в год, а на период до 2034 года, по оценкам Минпромторга, необходимо подготовить более 80 тысяч специалистов.
"И эта цифра не в полной мере учитывает потребность в кадрах для новых предприятий, которые планируется построить для решения задач, поставленных президентом России", - отметил Николай Патрушев.
Так, по информации Минобрнауки России, кадровый заказ на подготовку инженеров формируется в основном самим Министерством, региональными органами власти и университетами. Другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проявляют инертность в этой работе.
В результате, как заявил председатель Морской коллегии, предприятия промышленности зачастую испытывают нехватку наиболее востребованных специалистов. Даже выделение в полном объеме необходимых бюджетных мест не позволит кардинально изменить сложившуюся ситуацию.
По программам инженерного профиля в 2024 году было выделено более 195 тысяч бюджетных мест. Однако количество потенциальных абитуриентов значительно ниже. Например, уже при наборе абитуриентов технические вузы сталкиваются с нехваткой выпускников школ, сдающих единый государственный экзамен по физике. Так, по данным Федерального института педагогических измерений, их количество уменьшилось со 150 тысяч человек в 2019, до 91 тысячи в 2024 году.
Чтобы компенсировать нехватку абитуриентов, Минобрнауки России было вынуждено разрешить университетам при приеме фактически заменять физику на информатику и другие предметы, что, по мнению Патрушева, может "серьезно сказаться на качестве подготовки специалистов и осложнить обеспечение реального технологического суверенитета".
Ведь именно качество преподавания физики, по словам ректора МГУ академика Виктора Садовничего, является элементом национальной безопасности страны.
"Другая важная проблема, которую необходимо решить - это качество подготовки специалистов, и прежде всего инженеров", - подчеркнул помощник президента.
Как считает Патрушев, для качественной подготовки инженеров для судостроения необходимо активнее внедрять программы специалитета.
При этом, по словам председателя Морской коллегии, особое внимание следует уделить взаимодействию учебных заведений с предприятиями, заинтересованными в трудоустройстве выпускников. Это, в первую очередь, целевая подготовка, а также шефство, кураторство. В качестве положительного примера подготовки кадров Патрушев привел пример развития Петербургского морского технического университета. За семь лет конкурс абитуриентов в Корабелку вырос с 4,2 до 8 человек на место, а проходной бал ЕГЭ повысился - с 58 до 74 .
"Это позволило университету реально стать опорным вузом в системе подготовки кадров для судостроения", - подчеркнул помощник главы государства. В четверг он вместе с главой ФМБА Вероникой Скворцовой и ректором Глебом Туричиным открыли в вузе новейший медицинский центр с модулем лучевой диагностики. По словам Патрушева, сотрудники и студенты СПбГМТУ получают в уникальном центре обслуживание самого высокого уровня. Кроме того, он будет работать и в интересах всей кораблестроительной отрасли.