Как все помнят, в первой части погибшие в автокатастрофе супруги Дитц мирно обитали в собственном имении уже в виде призраков. Но на дом к неудовольствию его усопших владельцев нашлись новые покупатели, и призраки Дитц наняли биоэкзорциста Битлджуса, чтобы тот изгнал непрошеных гостей. Картина была дивно изобретательна, очень остроумна и смешна, так что создавшая ее студия решила срочно развивать ее изрядный успех.
Но проект оказался заколдованным - он по разным причинам, включая смерть сценариста, отменялся, видоизменялся, менял сюжеты и названия. И вот наконец, 36 лет спустя после триумфальной премьеры первой части будущей дилогии, Венеция смотрит продолжение с участием того же Майкла Китона в роли сквернословящего упыря.
Как всегда бывает с сиквелами, реакция первой критики противоречива. Бурных восторгов не наблюдается, и даже в позитивных отзывах сквозит некоторое разочарование: ожидания в таких случаях неизбежно завышенные, реальность их неизбежно обманывает. В одну и ту же реку ступить, как известно, нельзя.
Предпринятое в первой части переиначивание всех правил жизни и смерти и смешная пляска на костях повторяются и в фильме 2024 года, но уже нет того вкуса новизны и художественного открытия. Бертон снова собрал ту же восхитительную команду, включая композитора Дэнни Эльфмана. Добавил новые имена - Уиллем Дефо, Дженна Ортега, Моника Беллуччи. И опять возникли два слипшиеся мира - живых и мертвых. Между ними можно свободно перемещаться, что, отмечают критики, остается всепоглощающим удовольствием, вызывая "детский трепет". Портал Indiеwire характеризует картину как "Приключения Алисы в Стране чудес", пропущенные через "Семейку Аддамс". Сам Битлджус у 73-летнего Китона теперь тип более сдержанный, как бы помудревший и слегка меланхоличный.
После смерти мужа, отца младшенькой Астрид, хозяйка дома Лидия использует свой дар видеть призраков и ведет паранормальное телешоу "Дом привидений". И здесь критики отмечают способность Бертона не упускать ни одного шанса, чтобы запустить какой-нибудь изобретательный комический трюк с членовредительством и последующим собиранием разрозненных частей тела воедино. "Зрелище Моники Беллуччи, скрепляющей себя степлером под Tragedy группы Bee Gees - это кино!" - восклицает критик Undiеwire.
Примерно такой же принцип собирания разрозненного воедино положен в основу композиции новой картины, представляющей собой, подобно его бродвейской версии, легкую импровизацию на темы "Битлджуса", - отмечает Variety: "Это ностальгия по временам, когда адская клоунада Бертона производила впечатление шока. Один из тех сиквелов, которые проводят много времени, оглядываясь назад. Уже не тот "Битлджус" - "жуковый сок", но в нем еще достаточно сока самого Бертона".