Первые эмоции - самые важные.
"Сергей Николаевич, как вам фестиваль?" - спрашиваю Сергея Смирнова, руководителя Дирекции "Спасской башни".
"Состав очень хороший, - отмечает директор. - Но главный герой фестиваля в этом году - зритель. Как он принимал участников! Ничего подобного я и не помню. По-моему, Москва очень скучала по фестивалю (в прошлом году "Спасская башня" не проводилась - прим. "РГ").
Отмечу выступление Сводного хора проекта "Московское долголетие" на Красной площади. 350 участников представили программу из 13 песен. Аккомпанировал Центральный военный оркестр Минобороны РФ под руководством полковника Сергея Дурыгина. Солист Большого театра Михаил Казаков спел с участниками "Широка страна моя родная", а первая солистка группы "Мираж" Светлана Разина - хит "Музыка нас связала". Ведущий Александр Олешко исполнил вместе с хором композиции "Александра" и "Московская кадриль".
В целом, наши долголеты хороши - энергия, задор, оптимизм. Красивое зрелище. Самым старшим хористом стал 91-летний Борис Масеев, который уже три года посещает занятия по вокалу в "Московском долголетии". По его словам, заниматься музыкой важно в любом возрасте: дает поддержку и успокаивает. Также участники фестиваля красиво выступили в парках Москвы, и на ВДНХ. А на Манежной перед ГИМом публика совершенно бесплатно наслаждалась дневным концертом. Все в совокупности это создало праздник: фестиваль состоялся".
Субъективно и выборочно - о некоторых участниках: о том, что в кадре и за кадром. Китайский оркестр исполняет русские народные песни практически без акцента. О чем напомнил ведущий, и трибуны поддержали эту точку зрения аплодисментами. Барабаны, которые они привезли в Москву, размером с бочку с кожей из шкур буйвола. А вот звания в китайской делегации способны изумить лишь зрителя, который впервые на "Спасской башне". Дирижер - в звании старший полковник (Ню Сюэсун), и политкомиссар оркестра в том же звании. На погонах - расположенные продольно в ряд четыре звезды с двумя просветами. Да, непривычно. Но постоянные зрители фестиваля давно привыкли. Старшие полковники есть в вооруженных силах не только КНР, но и КНДР и Вьетнама, а также Аргентины и Марокко (их на фестивальной площади мы пока не видели).
Среди участников из Таиланда подростки от 12 до 18 лет. Отобраны по конкурсу. Бойцы муай-тай (которое называют "боксом", но это древнее боевое искусство Таиланда, зародившееся задолго до появления бокса) выступают босыми и в шортах. На вопрос "а вам не холодно на брусчатке?" в кулуарных беседах отвечают, что у них есть секрет успеха. Молятся перед выступлением. Это все? "Этого вполне достаточно", - объясняют тайцы.
Сводный оркестр полиции РФ выступает с шевронами, которые специально разработаны для "Спасской башни". А первого сентября два члена коллектива отмечали день рождения. Вероятно, этот личный праздник запомнится на всю жизнь. Как вам отметить "день варенья" на Красной площади: когда у тебя больше 9 тысяч гостей, если считать и коллег-музыкантов, и зрителях на трибунах. А с учетом телезрителей (ТВ-Центр вел прямую трансляцию) - на твоем ДР миллионы гостей. Согласитесь, круто. Впору подумать о Книге рекордов России.
Кстати, оркестр полиции - дебютант "Спасской башни-2024". Поскольку представляют Москву и область, в первом блоке программы прозвучали: "Я шагаю по Москве", "Подмосковные вечера" и др. Второй посвящен истории милиции: "Наша служба и опасна, и трудна". Третья, самая зажигательная - трибуны подпевали песням "Руки вверх" и "Ласковый май".
"Наверно, выражу крамольную мысль, но в этом году российские коллективы просто на голову выше зарубежных участников, - говорит Сергей Смирнов. - Хотя и иностранцы, конечно, внесли ноту экзотики, ноту яркого света, и это слияние российского и зарубежного создало яркую и замечательную картину".
Оркестр ЮАР: международная классика и национальные мотивы, народные танцы двух видов. Разогревают зрителя мужчины в образе воинов зулу: поднятие ног выше головы и мощные удары пятками в землю. Поскольку на Красной площади не земля, а камень, то это требует особой самоотверженности. К счастью, южноафриканские танцоры в сандалиях, а не босиком.
Военный симфонический оркестр Египта - ветераны фестиваля, это уже его четвертое выступление в Москве, начиная с 2017 года. В принципе, могут из Москвы и не улетать. Почти свои, родные. Выступают в стилизованных костюмах фараонов, с традиционными инструментами и национальной атрибутикой. А репертуар более чем наполовину наш: попурри из "Полюшко-поле", "Смуглянка", "Калинка", "Москва майская". В ходе выступления оркестранты выстроились в фигуру из букв "Египет". Покинули Красную площадь под "Катюшу": пели и египтяне, и зрители.
Впервые в Москве первый женский африканский оркестр жандармерии "Амазонки Гвинеи". "Они буквально не щадят себя, - предупреждает диктор. - Жаркие девчонки!". Не обманул, все так и есть. Руководит амазонками сержант Мариам Камара. Инструменты: балафон, конга, тамтам. Не знаете, что это? И я не знаю. Но звучат задорно. Девушка с электрогитарой улеглась на спину на брусчатку, и, не прекращая игры, перекатывалась в ритме соотечественниц-танцовщиц. Но шутить с амазонками не стоит. В творчестве они отражают истории предков, воинов Дагомеи - государства на побережье Западной Африки. "Амазонки, женщины-воины Дагомеи, защищали короля и его близких. Наш оркестр рассказывает о жизни, традициях и истории амазонок", - говорит представитель делегации Мусса Диабате.
Я спросил одну из участниц, капитана Сума Салемату: из музыкальной она семьи, или из военной? "Нет, на инструментах не играю, а семья - мама жандарм". "Амазонки исторически угрожали мужчинам, - провоцирую красотку-капитана. - Нам надо вас опасаться?" Капитан долго хохотала, потом разрешила их не бояться: "Не тронем". Кстати, еще три дня амазонок вы увидите в Москве. Они улетают одними из последних. Встретите: восхищайтесь и не бойтесь.
Что касается главной темы фестиваля, чествования защитников Отечества, то оно не сводится только к одному из номеров и приглашения участников СВО (им зрители устроили овацию, многие встали и жали руку. Музыканты из числа участников тоже с начала этого года регулярно ездят на передовую. В частности, Образцовый оркестр Почетного караула и 21-ый оркестр Московского военного округа. Концерты дают недалеко от линии боевого соприкосновения. Рассказывают: "Составить репертуар было сложной задачей. Постарались подобрать его так, чтобы было интересно слушать и кадровым военным, и мобилизованным, и добровольцам, и бойцам штурмовых отрядов. Уже после первого выступления мы поняли, что бойцам на фронте такие концерты как глоток свежего воздуха". Только репертуар откорректировали, добавив эстрадные шлягеры, русский рок и даже шансон".
Из Оркестра Почетного караула в зоне СВО побывали 15 человек, из Оркестра штаба Московского военного округа - 18 человек. Через пару дней военные музыканты из Москвы, которые сегодня принимают участие в закрытии фестивале, в составе фронтовых бригад снова выезжают на передовую. В том числе и ребята из 23-го военного оркестра Ленинградского военного округа и Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы.
Также в этом году в "Спасской башни детям" приняли участие два оркестра из Белгородской области: "Фанфары Белогорья" и духовой оркестр Пятницкой детской школы искусств им. Обрезанова.
А вообще-то, юные музыканты дали жару. Духовой оркестр из Москвы "ДМШ им. Голованова" потряс зрителей шириной талантов: начав с фанфарной прелюдии на тему 9-й симфонии Людвига ван Бетховена "Ода к радости", завершил рок-операми "Иисус Христос - суперзвезда" и "Эвита".
"Нашим взрослым музыкантам можно спать спокойно, - резюмирует директор Сергей Смирнов. - У них растет достойная смена".
Так-то спорный тезис. Если будут развиваться в набранном темпе, то взрослым как раз спать противопоказано. Скоро будут наступать на пятки, а потом и обойдут на первом повороте. Впрочем, на фестивальной Красной площади места должно всем хватить.