Из Архангельска экспедиция вышла в июне на двух лодках: карбас сопровождал катамаран. В составе команды - девять яхтсменов, исследователей, художников. Путь пролегал через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волок. А по дороге "Матера" превращалась в плавучий лекторий: путешественники останавливались в деревнях и селах Арктики, проводили встречи с жителями, рассказывали об истории северного судостроения и мореходства.
Теперь главные трудности остались за кормой - путешественники вошли в Обскую, а затем в Тазовскую губу и реку Таз. Когда они отдыхали в поселке Тазовском, мы смогли связаться с руководителем экспедиции - шкипером Евгением Шкарубой.
Риск был реальным: в Байдарацкой губе Карского моря экспедицию затерло во льдах, семь дней подряд мореходам приходилось выходить на торосы и прокладывать путь баграми. Перед началом похода мы говорили про поморские технологии и умение плавать, но даже не предполагали, что придется пробиваться через плотную ледовую перемычку: карбас "выдавило" на лед. Целую неделю мы были заперты: лед то сходился, нагромождался, крушился, то "разжимался", открывая разводья и давая нам дорогу. Наблюдать за этим было очень интересно: постепенно мы вошли в ритм стихии и начали ждать нужный момент. А все необходимое на борту имелось - бревна для волока и крюки".
Еды хватило на весь переход: путешественники готовили ее в камбузных ящиках с газовыми плитами. А вот питьевую воду приходилось добывать на льду - черпать в лужицах, "выплавленных" солнцем на поверхности, или греть снег.
Одним словом, Мангазейский ход яхтсмены постигали во всех его проявлениях. Хотя поморы пробирались через торосы на более крупных судах - кочах и шхунах, а не на карбасе, единственным укрытием от непогоды на котором остается только буйно (тент). Поэтому экспедицию можно считать практически первым в истории переходом на легкой лодке через тяжелые льды. Теперь потомки поморов готовятся покорить Москву - карбас и катамаран они погрузили на прицепы и автотранспортом отправились в столицу.