Новые требования к местам установки камер вызвали переполох среди чиновников

Новые требования к местам установки комплексов фотовидеофиксации нарушений, как и предполагалось, вызвали большой переполох среди региональных чиновников. Хотя сокращение числа камер на дорогах оказалось не столь масштабным, как ранее предрекали эксперты. И поступления штрафов в региональные бюджеты вопреки ожиданиям сократились не в два раза, а лишь максимум на четверть. Да и то не везде.
Очевидно, что такие фанерные машины не заменят вышедшие из употребления камеры. Дохода нет.
Очевидно, что такие фанерные машины не заменят вышедшие из употребления камеры. Дохода нет. / Татьяна Черникова / "Комсомольская правда"

Уже давно камеры, которые были предназначены для контроля за безопасностью дорожного движения, благодаря действиям владельцам дорог превратились в инструменты выжимания денег из водителей для пополнения местной казны. Как напомнил корреспонденту "РГ" бывший депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, сейчас при составлении регионального бюджета его доходная часть заранее планируется с учетом штрафных сумм, которые поступят с помощью камер.

По его словам, массовое упование на автоматическую фотовидеорегистрацию - это тупиковый путь. Камера не видит, кто за рулем - наркоман, пьяный или лишенный прав.

Камера просто фиксирует нарушение, и штраф прилетает собственнику транспортного средства. Само же нарушение не пресекается, и водитель не идентифицируется и не наказывается, хотя гипотетически через пять - десять минут он может снова совершить грубое нарушение и стать причиной травм или даже смерти другого человека. Но остановить нарушителя может лишь инспектор ДПС, а их на дорогах все меньше.

Главное в новых правилах, что и привело к необходимости отключения некоторых из них от фиксации нарушений, но не наблюдения за дорогой, - требования к местам их дислокации. Под контролем камер должны находиться лишь очаги аварийности (четыре и более дорожно-транспортных происшествия с материальным ущербом одного вида, или два дорожных происшествия одного вида, или четыре происшествия независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди).

Кроме того, камеры должны быть удалены друг от друга не менее чем на 1 км в населенных пунктах, не менее чем на 5 км - вне населенных пунктов. Но в регионах не спешат выключать "неправильные" камеры.

При составлении регионального бюджета его доходная часть заранее планируется с учетом штрафных сумм, которые поступят с камер

Что же происходит в регионах? В Воронежской области региональным министерством дорожной деятельности совместно с ГИБДД к 1 сентября проверено расположение стационарных и мобильных камер, определены порядок и маршруты переноса комплексов.

"На сегодняшний день 100 процентов аппаратуры технически соответствуют новым требованиям. Завершается работа по документальному обеспечению мест их использования", - рассказали "РГ" в областном правительстве.

В Омской области, по данным регионального минтранса, уже провели ревизию всего стационарного оборудования для фиксации дорожных нарушений. Из 216 комплексов необходимость корректировки и перенастройки возникла в 23 случаях (11 процентов). К 1 сентября соответствующие работы практически завершены.

Два комплекса получили новую "прописку", 16 отрегулированы с учетом новых требований, еще пять специалисты забраковали, но после модернизации вернут на место. Количество стационарных комплексов, используемых на дорогах региона, не изменится. Угроз для ухудшения дорожно-транспортной обстановки нет, - информирует ведомство.

Между тем установка систем наблюдения - дорогое удовольствие. Весной в Омске проходил аукцион на право модернизации камер на пересечении двух центральных улиц. Цена запроса - почти 12 миллионов рублей.

В Свердловской области на 28 участках дорог автоматические комплексы фото- и видеофиксации ПДД буду отключены от функции вынесения штрафов. При этом камеры продолжат фиксировать поток машин на трассах, - уточнили "РГ" в министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона. Масштабный аудит технических средств контроля за безопасностью движения на дорогах был проведен еще летом нынешнего года. В итоге выяснилось, что из 935 камер, установленных на магистралях Среднего Урала, лишь "капля в море" - менее трех десятков - не соответствуют новым требованиям законодательства, вступившим с 1 сентября.

Сами по себе камеры не пресекают нарушения, а лишь рассылают штрафы владельцам машин. Фото: РИА Новости

Оглашать места отключения камер в дорожном ведомстве не спешат, чтобы водители не расслаблялись. Там уточнили: перевод этих камер в обычный режим фиксации потока не означает, что они окажутся бесполезны. Все получаемые данные видеоконтроля по-прежнему будут передаваться в единую базу ГИБДД "Паутина". В случае увеличения количества аварий на контрольных участках систему наблюдений вновь подключат к режиму фиксации нарушений ПДД с автоматической выпиской штрафов.

В Башкирии ситуация не критическая. Как рассказали в региональном минтрансе, в ходе аудита комплексов специалисты Центра организации дорожного движения РБ выявили 31 объект, не соответствующий новым требованиям законодательства. Работы по их передислокации начнутся в ближайшее время.

По данным республиканской Госавтоинспекции, сегодня в регионе работает 1 747 стационарных комплексов автоматической фото- и видеофиксации, 66 передвижных и 17 мобильных комплексов. Большая их часть многофункциональна, то есть может фиксировать сразу несколько видов нарушений ПДД в аварийно-опасных местах.

В ГБУ "Безопасность дорожного движения" по Татарстану ограничились сухими цифрами. Их специалистами выявлено 95 камер по республике, которые не подпадают под новые правила и установлены с нарушениями. Руководитель республиканского отделения Федерации автовладельцев России Рамиль Хайруллин неоднократно отмечал, что количество камер на дорогах региона не переходит в качество по обеспечению безопасности дорожного движения.

- К сожалению, к камерам возникает много вопросов, водители жалуются на многочисленные ошибки при выявлении нарушений Правил. Но таким образом ГИБДД решает свою внутреннюю проблему - отсутствие кадров.

По его словам, нужно усовершенствовать саму систему контроля дорожного движения, чтобы она не вызывала спорных нареканий.

В случае увеличения количества аварий на контрольных участках систему наблюдений вновь подключат к режиму фиксации нарушений ПДД

В Иркутской области, как рассказали в региональном министерстве транспорта и дорожного хозяйства, камеры видеофиксации, не соответствующие новым правилам, не планируют отключать. Их все - а это 53 стационарных комплекса, которые выявили в ходе аудита, - будут переносить на новые места.

- Для 24 комплексов новые точки уже определены. ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" ведет передислокацию. Вопрос о перемещении еще 29 комплексов прорабатывается с управлением Госавтоинспекции, - ответил министр транспорта Иркутской области Максим Лобанов.

В ведомстве полагают, что это произойдет в ближайшее время. При этом, как можно понять из ответа, на местах некоторых камер останутся муляжи для поддержания дисциплины среди водителей.

Всего на дорогах Иркутской области действует 205 комплексов фиксации нарушений ПДД. Из них 188 стационарных, 16 передвижных и один мобильный.