В трагедии, унесшей при загадочных обстоятельствах жизни семи человек, включая владельца судна, "британского Билла Гейтса", техномагната Майка Линча и главу инвестбанка Morgan Stanley Джонатана Блумера, прокуратура Термини-Имерезе подозревает уроженца новозеландского Окленда Джеймса Катфилда, старшего помощника капитана судна, нидерландца Тейса Купмана, а также английского матроса Мэтью Гриффитса, дежурившего на мостике в ночь шторма. Всех троих обвиняют в кораблекрушении и в непредумышленном убийстве.
Несмотря на то что, по предварительным заключениям, яхта пострадала от внезапного шторма и ливневого дождя, морское право возлагает на капитана полную ответственность за судно и экипаж, а также за безопасность всех, кто находится на борту. Зацепившись за это, итальянская пресса дружно сравнила кораблекрушение с частичным затоплением 10 лет назад у берегов Тосканы круизного лайнера "Коста Конкордия", а Катфилда с бежавшим с корабля и ныне осужденным капитаном Франческо Скеттино.
Говорить о виновности капитана Bayesian на данный момент преждевременно, но у следователей действительно накопилось к Джеймсу Катфилду немало вопросов. В частности, правоохранители, не сомневающиеся, что "в связи с крушением яхты были совершены правонарушения", планировали выяснить у опытнейшего шкипера, знающего Средиземное море как свои пять пальцев, почему сигнал о бедствии был подан почти с получасовой задержкой. Предпринимала ли команда какие-либо маневры, чтобы избежать затопления или все же она пыталась в первую очередь спасти себя? Ведь при кораблекрушении погибли только богатые и знаменитые пассажиры, чья смерть глубоко потрясла мир финансов и высоких технологий, а все члены экипажа выжили.
Следователей также настораживает тот факт, что на дно за считаные минуты ушло высокотехнологичное судно, которое, согласно единодушному заключению экспертов, считалось практически непотопляемым. Так, по словам генерального директора The Italian Sea Group Джованни Костантино, владельца нескольких брендов, включая производителя яхты Perini Navi, лодка была спроектирована так, чтобы быть абсолютно устойчивой. Костантино убежден, что кораблекрушение произошло "из-за того, что в нее попала вода". Эксперт предполагает, что большое отверстие в корме, используемое в качестве платформы для купания, могло быть оставлено открытым, что позволило просочиться воде.
Вразумительных ответов правоохранители от Катфилда пока так и не услышали. Изначально он выразил готовность сотрудничать со следствием, но в последний момент категорически отказался давать показания. "Капитан Катфилд воспользовался правом не отвечать перед прокурорами по двум причинам. Джеймс действительно тяжело переносит произошедшее. Кроме того, нас назначили только вчера и, чтобы сформулировать полную, законченную и правильную линию защиты, нам необходимо получить ряд данных", - пояснили решение капитана его защитники, известные адвокаты Джованни Риццути и Альдо Мордилья.
"Корабль накренился, и нас бросило в воду. Затем нам удалось вернуться на борт и попытаться спасти тех, кого смогли. Катфилд спас маленькую девочку и ее мать", - попытался обелить капитана матрос Мэтью Гриффитс.
Пока итальянские юристы Джеймса Катфилда выстраивают свою стратегию, в которой, судя по всему, будет сделан упор не на человеческий фактор, а на погодные явления, стало известно, что капитан и другие выжившие покинули Италию на частном борту, поскольку им так и не были предъявлены официальные обвинения.
Примечательно, что для техномагната Линча тот оказавшийся роковым вечер изначально должен был быть праздничным - он собирался в узком кругу отметить на яхте оправдательный вердикт суда в его пользу после 13-летней изматывающей тяжбы с американским IT-гигантом HP. Вероятно поэтому не сбрасывают со счетов и другую более прозаичную версию происшествия, которая активно муссируется в прессе. Ее официально не озвучивают следователи, но на нее прозрачно намекнул британский посол в Италии Эдвард Ллевеллин. По его словам, присутствие на борту высокопоставленных представителей мира финансов и высоких технологий усиливает подозрения, что за инцидентом "могут стоять более сложные последствия". Тот факт, что за два дня до трагедии в автокатастрофе погиб Стивен Чемберлен - правая рука утонувшего на яхте Линча, лишь косвенно подтверждает эту гипотезу.
Судя по доступной информации, на Bayesian не было черного ящика, но различные технические устройства могли оставить след на серверах, к которым они были подключены. В любом случае правоохранители рассчитывают докопаться до правды лишь после вскрытия тел погибших, а также после извлечения судна. На последнюю процедуру может уйти до нескольких месяцев. А пока итальянские спасательные службы заняты надзором за экологическими последствиями затопления судна, в трюмах которого содержится 18 тыс. литров топлива и масел.