В какую музыкальную школу отдать ребенка?

Герой фильма "Старый Новый год" Петр Полуорлов спрашивает своего сына школьника Федора, что он больше всего ненавидит на свете. И сын отвечает словами миллионов тех, кто учился в советских музыкальных школах: "Фортепьяно". Зачем же, испытав этот горький опыт, москвичи в начале сентября снова ведут своих детей или внуков к преподавателям музыки? Что это - следование каким-то старинным традициям или попытка вырастить из заурядности гения?
istock

Безграмотные ассы

Многие скажут, мало ли известных музыкантов, которые гордятся тем, что не знают нотной грамоты. Среди них, например, бывший битл Пол Маккартни, гитарный виртуоз Джимми Хендрикс, гении Курт Кобейн и Чак Берри, лучший рок-вокалист Роберт Плант, музыканты группы "Раммштайн"... Преподаватели музыки на это отвечают, что не бывает правил без исключений. Да, и эти звезды хотя и начинали карьеру без официальной учебы, но восполнили ее отсутствие упорными самостоятельными упражнениями с голосом и инструментом. А это, как считают преподаватели музыки, главное.

Скрипка в руках талантливого ученика легко превращается в гитару или средство самообороны. Фото: Getty Images

Музыка в нагрузку

В моем детстве музыкальная школа на западе Москвы в районе Большой Очаковской улицы представляла собой барак. Куски кирпичей и штукатурка часто падали на пол, пол был продавленный. Но увлеченные своим педагоги и в такой обстановке пытались зажигать детей. Как говорила в 1980-е годы моя учительница по фортепьяно Татьяна Субботина, чтобы стать гением в музыке, не обязательно им родиться, достаточно найти своего учителя (или самоучитель), упорно заниматься - и удача придет. За 40 лет правила взращивания гения в музыке не изменились. Любимый пример почти всех преподавателей - история про английский газон, траву на котором невозможно вытоптать. В чем секрет? Ее поливают и стригут, и делают так ежедневно 200 лет. Так же и с занятиями музыкой, чем больше занимаешься, тем ближе к таланту.

Сами музыкальные школы не узнать. Из 150 образовательных комплексов, связанных с обучением музыке, около половины стали школами искусств. Их особенность в том, что обучают они не только музыке, но и живописи, хореографии.

В пятерке популярных в столице музыкальных образовательных комплексов - школа искусств при Московском государственном колледже музыкального исполнительства им. Ф. Шопена. Как рассказала ее директор Елена Гудова, учебный комплекс остается верен отечественным традициям взращивания талантов. Только за последний год 46 учеников колледжа и школы завоевали звания лауреатов международных, всероссийских и региональных конкурсов.

Бездарь как выбор

"Заурядным может быть только взрослый, который выбрал путь без творчества. Все дети изначально живые и очень способные, - рассказала "РГ" Елена Гудова. - Раскрыть эти способности можно не обязательно музыкой. Любое искусство сильно обогащает личность ребенка, расширяет кругозор, повышает планку развития, задает тон на всю жизнь".

Как отметила директор, конечно, среди малышей встречаются и гении. Но большая часть ребят раскрывается в процессе ежедневного обучения. "И педагог, преподающий музыку, обязан чувствовать ученика, планировать траекторию его развития, - объясняет Гудова. - Многие опытные учителя знают, с какой программой нынешний первоклассник будет выступать по окончании школы. И это не экстрасенсорные способности, а наличие мудрости и опыта. Конечно, если ребенок будет упорно заниматься".

Контрабас не в моде

Попасть в музыкальные школы или школы искусств сложно, надо пройти конкурс. И чем популярнее учебное заведение, тем конкурс выше. Например, в школе им Ф. Шопена средний конкурс 6-7 человек на место. Но это как средняя температура по больнице. В класс фортепьяно конкурс в этом году был 10 человек на место. На струнные - 7. Ниже конкурс на духовые инструменты - 2-3. Но есть инструменты, где конкурса вообще нет. Один человек пришел - он и поступил. Так, например, обстоит дело с фаготом, контрабасом, тромбоном. Связано это с разными причинами: дороговизной и габаритами инструмента, небольшим репертуаром, а еще тем, что многие просто не знают особенностей этих инструментов. Мол, играют там где-то в общей массе оркестра, их и не слышно.

Личный пример

Чтобы симфонические оркестры при таком раскладе не остались без медной части: тромбонов, труб, валторн, эти инструменты в последнее время начали активно популяризировать. Огромную работу в этом направлении ведет президент "Духового общества" Михаил Брызгалов: читает лекции, выбивает гранты, играет с коллективами на разных площадках.

Правовые аспекты образования эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

Ярким популяризатором тубы стал известный музыкант Федор Шагов. Он дипломант и победитель многочисленных конкурсов, директор арт-фестиваля "Аура тубы", при этом состоит в труппе Мариинского театра, преподает в десятке учебных заведений, в том числе в колледже им. Шопена. Учиться у него можно, выдержав конкурс в 5-6 человек на место. К нему ребята идут учиться активности, творчеству, фантазии и успешности.

Занятие искусством обогащает личность ученика в любом возрасте

Надежда Сергеева ведет класс арфы в детской музыкальной школе им. С.И. Танеева. Ее козырь - индивидуальный подход к ученику. Ведь бывает так, что у одного пальцы как ноги паука, а у другого моторика - пропеллер позавидует. Развить то, чего недостает, - ее задача. Но, утверждает Надежда Сергеева, без отдачи ученика, без желания обучаться результата не будет.

Профессор Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке Эркин Юсупов говорит студентам, что музыканты-духовики похожи на спортсменов. Сначала надо научиться правильной постановке спины и рук. Бывает, что талантливому ученику здоровье не позволяет играть на духовом инструменте. И тут важно преподавателю не жадничать, а направить гения к коллеге.