Из федерального бюджета на работы выделят 1,8 миллиарда рублей. Такое решение одобрили в правительстве РФ и минстрое.
Новое сооружение появится в Вязьме в районе кожевенного завода и соединит с центром города жилые районы, расположенные за железной дорогой. Раньше эту функцию выполнял Панинский мост, который обрушился в апреле 2024 года. Один человек погиб, пятеро получили травмы.
Путепровод простоял без капитального ремонта 40 лет. Проверка показала, что одной из причин трагедии могла быть перегруженность конструкции, возникшая из-за махинаций при укладке асфальта. Полотно за последние годы меняли дважды - в 2018-м и 2023-м. По версии следствия, кто-то из подрядчиков вопреки техническому заданию не стал срезать старый слой покрытия, а уложил новое поверх. Но деньги получил сполна, необоснованно заработав более двух миллионов рублей. Возбуждено уголовное дело о мошенничестве.
Сейчас в качестве альтернативы мосту организован временный железнодорожный переезд, который, судя по документам из Единой информационной системы госзакупок (ЕИС), обошелся в сумму около 5,2 миллиона рублей с учетом устройства освещения. Дорогой пользуются пешеходы и автомобили (за исключением грузовиков). Существует также объездной путь через федеральную трассу.
Часть завалов на месте обрушения разобрали еще весной. Демонтаж тех конструкций, которые не мешали проезду, продолжается.
Параллельно ведется разработка проектно-сметной документации для строительства нового моста, заявил на днях смоленский губернатор Василий Анохин. Он сообщил, что в Вязьме идет геологическая разведка и составляется подробный перечень необходимых работ. Подчеркнул: власти сделают все возможное для ускорения процесса, чтобы сдать мост можно было до конца 2025 года.
Учитывая масштаб мероприятий и длительность процедур по отбору подрядчика, рассчитывать на постройку моста в столь сжатые сроки вряд ли стоит, считают эксперты. Найти в ЕИС договор на подготовку проекта нам не удалось. В правительстве региона не дали "РГ" пояснений насчет подготовки ПСД.
Член штаба отделения ОНФ в Смоленской области, модератор тематической площадки "Безопасные качественные дороги" Николай Яров отметил, что только разработка документации на путепровод в Вязьме может занять ориентировочно десять месяцев:
- Эта цифра получается, если сложить нормативную длительность всех обязательных этапов (с совмещением процессов). Так, комплекс инженерных изысканий и предпроектного обследования выполняется минимум 40 дней с учетом получения справок от государственных структур (на их предоставление по регламенту дается не более 30 дней). Получение технических условий от ОАО "РЖД" занимает от 30 до 90 дней, согласование разработанной проектной документации и расчет "окон" движения поездов - от 30 до 40 (согласно распоряжению компании от 11.05.2018 № 960/р). Собственно разработка проектной и рабочей документации идет четыре - пять месяцев, прохождение госэкспертизы - не более двух.
Для сравнения, сейчас в соседней Московской области объявлен конкурс на выполнение проектных, изыскательских и строительно-монтажных работ по похожему объекту, путепроводу длиной 320 метров на автодороге Носовихинское шоссе - Черное - Федурново в Балашихе (с подходами протяженностью 2,1 километра). Старый Панинский мост в Вязьме имел в длину 312 метров. Если подрядчика на подмосковный путепровод найдут, как планируют, до конца сентября, то завершить работы он должен будет в 2028 году.
Тем временем
В министерстве транспорта Смоленской области ответили на запрос "РГ" по поводу судьбы Петропавловского моста в столице региона. Напомним, специалисты обследовали его и в июне сделали вывод, что конструкция способна продержаться до пяти лет, капремонт нецелесообразен, нужно новое строительство. По нашим данным, на это может требоваться около пяти миллиардов рублей. Чиновники сообщили: "Повторное обследование Петропавловского моста в Смоленске опровергает прежнее заключение экспертов о критическом состоянии объекта. Специалисты выездной комиссии отметили, что, несмотря на износ моста, для продолжительной и безопасной эксплуатации сооружения вполне достаточно уже введенных ограничений на движение крупногабаритного транспорта - не больше 18 тонн". Мы также спрашивали правительство региона, когда планируется разработка проектно-сметной документации на реконструкцию/новое строительство Петропавловского моста, в какую сумму предположительно обойдется проект и сами работы, как планируется привлекать финансирование. Эти вопросы, судя по отсутствию ответа, на областной повестке пока не стоят. "РГ" следит за развитием ситуации.