В эти дни ночные маршруты отмечают день рождения - первые четыре из них запустили в Москве в конце августа 2013 года. Корреспондент "РГ" тогда был одним из первых пассажиров, причем на двух из четырех маршрутов работали уже канувшие в Лету троллейбусы.
С тех пор ночных маршрутов стало в четыре раза больше, а в последнюю ночь августа 2024-го появились еще два направления. Сейчас уехать ночью можно в большинство районов города внутри МКАД. Даже если автобус не довезет вас до дома, дойти до него можно будет минут за 20. В крайнем случае можно взять в аренду самокат или заказать такси - выйдет гораздо дешевле, чем ехать на том же такси или каршеринге из центра.
"Каждую ночь с 00.00 до 06.00 на ночных маршрутах пассажиры совершают 3,5 тыс. поездок, - говорит заммэра Максим Ликсутов. - Новые два запущенных маршрута позволили жителям 23 районов комфортнее передвигаться по городу".
Как идут новые маршруты можно увидеть в нашей инфографике. Несложно заметить, что проложены они преимущественно вдоль линий метро и дублируют их - так пассажирам проще ориентироваться и можно легко понять, какой автобус подходит именно вам. Впрочем, останавливаются ночные маршруты и в стороне от метро: у нового н16, например, конечная на проезде Карамзина, который отдален от метро и находится практически у МКАД.
Важная деталь ночных маршрутов - все они сходятся в одной точке. Это автобусный хаб у станции метро "Китай-город". Задумано так неспроста: единая остановка позволяет в ночное время добраться практически из любой точки города не только в центр, но и на окраины. Вы просто садитесь на автобус до Китай-города, а там пересаживаетесь на подходящий маршрут. Исключение - маршрут "Б", называемый в народе "Букашка". Это автобусы, курсирующие по Садовому кольцу, они с него никуда не сворачивают.
"Интервал движения ночных маршрутов по Садовому кольцу, а также от Китай-города до Сокола и Таганской составляет 15 минут, от Китай-города в другие районы - 30 минут, - рассказывают в "Мосгортрансе". - Все остановки на маршрутах (кроме тех, что у метро) - по требованию. Для входа и выхода необходимо подать сигнал водителю с помощью кнопки на поручне".
За счет остановок по требованию и отсутствия пробок проезд на ночных автобусах по времени занимает немногим больше, чем на метро: из центра на многие окраины можно доехать за полчаса.
На ночных маршрутах можно добраться до четырех вокзалов, а еще до двух аэропортов - Шереметьево и Внуково. Ночью не ходят даже аэроэкспрессы, а тут вы сможете доехать до аэропорта без пробок и практически задаром - по цене обычного автобусного билета. Кстати, в плане оплаты ночные маршруты работают так же, как дневные: можно платить "Тройкой", банковской картой, телефоном и т.д. Все как обычно - валидаторы в салоне, никаких кондукторов и турникетов.
Причем если зарегистрировать свою "Тройку" в приложении "Метро Москвы", то пересадки между ночными маршрутами будут бесплатными в течение 90 минут после первой валидации. Благодаря этому можно пересечь весь город за те самые 57 рублей. И даже уехать за такие же деньги в аэропорт. Или, наоборот, приехать из него в город.
Публика ночью ездит самая разная - тут и люди, заканчивающие ночью рабочий день или смену, припозднившаяся молодежь, засидевшиеся в гостях, спешащие на поезд или самолет. Битком ночные автобусы обычно не наполняются - вскоре после полуночи могут быть заняты больше половины мест, а глубокой ночью людей и того меньше. Тем не менее пассажиры есть практически всегда.
Что касается безопасности, то все автобусы и электробусы оборудованы камерами видеонаблюдения, в кабине есть тревожные кнопки, а у водителя - постоянная связь с диспетчером.
Помимо запуска двух новых ночных маршрутов в конце августа произошли и другие изменения. В частности, изменились трассы двух существующих маршрутов: н7 поехал в Жулебино, а н15 - в Северное Измайлово. А вместо круглосуточного маршрута м40 запустили ночной маршрут н10. м40 продолжает ходить в дневное время. Подробнее о работе ночных маршрутов можно узнать на сайте: mosgortrans.ru/night.