Верной дорогой

ДФО играет ключевую роль в грузоперевозках между РФ и странами Восточной и Юго-Восточной Азии
Строительство мультимодальных логистических хабов, развитие Севморпути и российских приграничных городов позволит эффективно реализовать торговый потенциал России и ее партнеров.
На 2024 год запланировано увеличение провозной способности Восточного полигона до 180 миллионов тонн
На 2024 год запланировано увеличение провозной способности Восточного полигона до 180 миллионов тонн / ДВЖД

Наиболее значимую роль в этом играют два транспортных коридора "Восток - Запад": Северный морской путь (СМП) и сухопутный маршрут Восточный полигон.

По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) на июль 2024 года, около 11 процентов заявленных частных инвестиций в территории опережающего развития Арктики и Дальнего Востока приходится на транспортно-логистическую отрасль. С восточным разворотом деловой активности в ДФО приходят крупные игроки рынка логистики и ритейла.

Мощность российских портов в границах Севморпути по итогам 2023 года увеличилась до 40,5 миллиона тонн (на 12,5 процента выше показателя в федеральном проекте "Развитие СМП"). Грузоперевозки растут, это связано с активным освоением арктических месторождений и ростом транзита. В 2023-м более половины грузопотока составил сжиженный природный газ.

- Северный морской путь стал основой для крупных современных проектов и в целом создает условия для всестороннего развития территории Арктики. Правительство РФ по поручению президента приняло план развития СМП до 2035 года, который включает 155 мероприятий. Они затрагивают весь спектр вопросов, связанных с созданием полноценной инфраструктуры на СМП, - отметил первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. - Уникальность плана в том, что в нем есть обязательства государства по созданию инфраструктуры и обязательства инвесторов по развитию инвестиционных проектов.

Заинтересованность в развитии транзита по СМП проявляют крупные игроки международной логистики. В 2023 году ГК "Росатом" (инфраструктурный оператор СМП) и портовый оператор DP World (ОАЭ) создали совместное предприятие "Международная контейнерная логистика". На пилотном этапе проект обеспечит объем перевозок до 800 тысяч TEU в год.

- Дальнейший рост транзита планируется за счет развития большого каботажа, в том числе расширения льготных каботажных рейсов между ключевыми портами северо-запада, Арктики и Дальнего Востока, выполняемых при поддержке Минвостокразвития России, который даст возможность дополнительно нарастить грузопоток через акваторию СМП и разгрузить железнодорожные маршруты, в первую очередь Восточный полигон, а также за счет перенаправления на Севморпуть экспорта с Балтики в Азию. Реализация проекта "Евроазиатский контейнерный транзит" совместно с DP World позволит достичь объемов транзита до 10 миллионов тонн, - прокомментировал директор департамента развития АЗРФ и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития России Илья Чернов.

Развитие инфраструктуры СМП положительно скажется на организации северного завоза. В целях обеспечения бесперебойных поставок жизненно важных грузов и снижения их стоимости принят закон "О северном завозе", федеральным координатором которого является Минвостокразвития России.

Восточный полигон обеспечивает экономическую безопасность России. Изменилась схема логистики: раньше 40 процентов грузов шло по железной дороге в морские порты, по итогам 2023 года - 78 процентов. На Дальнем Востоке выросло с 6 до 17 число терминалов для перевалки контейнеров, увеличился объем таких перевозок, срок транзита по маршруту "Запад - Восток" составляет менее восьми суток.

В ближайшие пять лет на всем протяжении российских железных дорог будет построено более 30 транспортно-логистических центров. К 2027 году объем переработки грузов в них увеличится в 2,5 раза, а на Дальнем Востоке - в четыре.

В завершающей стадии находится второй этап развития Восточного полигона стоимостью 1,1 триллиона рублей. Третий этап модернизации утвержден, инвестиции в его реализацию оцениваются в 3,7 триллиона. Его завершение поможет сбалансировать развитие железнодорожной инфраструктуры с потребностями портов Приморского и Хабаровского краев, а также с железнодорожными пунктами пропуска на границе РФ.

Весомый вклад в развитие транспортно-логистических хабов ДФО и роста грузопотока по Севморпути обеспечивают проекты резидентов территорий опережающего развития (ТОР), свободного порта Владивосток (СПВ), Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). В их числе компания "Архречфлот", которая уже обустроила новые причалы, расширила складские площади и ввела в эксплуатацию третий грузовой терминал в Архангельске.