- Год назад, на полях VIII ВЭФ, президент России в очередной раз обозначил Азиатско-Тихоокеанский регион в качестве одного из приоритетных рубежей современной внешней политики страны, - подчеркнул президент союза "Торгово-промышленная палата Приморского края" Борис Ступницкий. - Идея тихоокеанской интеграции проходит красной нитью через стратегии развития экономики Дальнего Востока. В АТР имеются все условия для эффективной международной интеграции: капитал, рабочая сила, технологии. Эти составляющие возможно и нужно задействовать для развития ДФО.
Несмотря на санкции международное сотрудничество продолжает расширяться, что прежде всего видно по прямым инвестициям и торговым отношениям.
Так, компании "Легендагро Приморье" и "Легендагро Логистика Амур" с участием китайского капитала реализуют инвестпроекты в статусе резидентов территорий опережающего развития (ТОР) в аграрном секторе Приморья и Приамурья. Режим свободного порта Владивосток (СПВ) помог компании "Юбо-Сумотори" наладить выпуск грузовой техники китайской марки "FAW", "И Сэнь" - открыть деревоперерабатывающую фабрику, "ДИК "Цяосин" - создать комплекс для выращивания сои и кукурузы. С участием индийского капитала компания "Джей Ти" в статусе резидента СПВ запустила первую и единственную на Дальнем Востоке чаеразвесочную фабрику. Дальневосточные преференциальные режимы привлекают иностранный капитал и в другие отрасли - марикультуру, жилищное строительство, добычу полезных ископаемых, переработку углеводородов, туризм и даже образование. На ТОР "Приморье" компания "Лунмэй" создает образовательный центр, где будут готовить абитуриентов из Китая к поступлению в российские вузы.
Удельный вес стран АТР в товарном экспорте и импорте России постоянно растет и к 2021 году составил 43,6 процента. Крупнейшими партнерами в этом регионе остаются Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, Малайзия, а ключевыми категориями экспорта России - нефть и нефтепродукты, уголь, удобрения, рыба.
За последние 10 лет товарооборот Дальнего Востока России с Китайской Народной Республикой удвоился и в прошлом году достиг 2 триллионов рублей. Пункты пропуска ДФО обработали в 2023-м 211 миллионов тонн грузов. При этом сухопутные пункты нарастили грузооборот с 29,9 до 40,4 миллиона тонн. Значимый вклад в рост обеспечили два новых мостовых перехода через Амур: Благовещенск - Хэйхэ и Нижнеленинское - Тунцзян. За минувший год по ним перевезено 3,8 миллиона тонн грузов, при этом потенциал этих объектов на порядок выше.
Продолжается совместная работа по развитию острова Большой Уссурийский у Хабаровска. Проект реализуется в рамках концепции "Один остров - два государства" и предполагает создание грузопассажирского трансграничного перехода, а также туристической и деловой инфраструктуры. Общий объем инвестиций с российской стороны - не менее 80 миллиардов рублей.
Строится единственная в мире трансграничная канатная дорога между Благовещенском и Хэйхэ. Масштабный проект реализуется на ТОР "Амурская". В год дорога сможет перевозить до 1,7 миллиона человек.
- В новых условиях открываются дополнительные предпосылки не только для развития товарооборота между странами, но и для реализации совместных проектов и запуска новых производств. Развитие трансграничного сотрудничества между дружественными государствами - один из возможных ответов на вызовы времени, - уверен гендиректор КРДВ Николай Запрягаев.
Между тем с 1 января 2025 года на Дальнем Востоке заработает специальный режим международной территории опережающего развития (МТОР), разработанный Минвостокразвития России и КРДВ. Резидентом может быть российская компания, привлекающая средства зарубежных инвесторов из дружественных стран, имеющая высокотехнологичный инвестпроект по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью и капитальными вложениями, превышающими 500 миллионов рублей, зарегистрированная на данной территории. Условия ведения бизнеса на международных территориях опережающего развития будут соответствовать лучшим практикам, которые существуют в подобных специальных режимах как в России, так и за ее пределами. Компаниям, готовым реализовать высокотехнологичные проекты в России, будут предложены налоговые льготы, инфраструктурная поддержка, специальные условия по таможенному регулированию и привлечению трудовых ресурсов.