Организаторы представили работы шести фотографов - художников, экспериментаторов, ниспровергателей основ и отрицателей очевидного. Для них фотография стала не только "технологией записи изображения путем регистрации оптических излучений с помощью светочувствительного фотоматериала или полупроводникового преобразователя", но и способом создания абстрактных картин. А еще - возможностью увидеть в объектив то, что не разглядеть невооруженным глазом. Представьте: в советские времена фотография носила документальный, репортажный характер, максимально достоверно фиксируя исторические события. Всякие формалистические поиски не поощрялись… Но кто ж их запретит проводить на собственной кухне или в ванной? Андеграунд, как показало время, расцветает в скрытых от посторонних глаз помещениях и гибнет, обласканный официальным признанием.
Как раз в эти годы и позволяли себе разные фокусы два пионера экспериментальной фотографии - ленинградец Валентин Самарин и свердловчанин Евгений Малахин. Они, скорее всего, не были знакомы, но их объединял дух бунтарства, стремление возвести фотографию в ранг изобразительного искусства и освободить ее от каких-либо ограничений. Оба в выбранной сфере ценили прежде всего непредсказуемость результата, неповторимость итоговых снимков. Самарин расплатился за творческую свободу годами, проведенными в психиатрической клинике, вынужденной эмиграцией… и всеевропейской славой (кстати, в этом году 96-летний художник вернулся на родину, в Санкт-Петербург). А Малахин спрятался за спасительной личиной скомороха и псевдонимом Б.У.Кашкин, став одним из самых известных персонажей культурной жизни столицы Урала. Работы двух мэтров и составили ядро экспозиции. Описывать их - занятие неблагодарное и бесполезное. Лучше видеть и учиться понимать.
- Из той эпохи, из того аналогового мира до нас дошли только отпечатки, иногда негативы, но собрать негативы в такой сохранности и в такой комплектности - это редкость, - подчеркивает директор Екатеринбургского музея ИЗО Никита Корытин. - Надо приучать посетителей, как и самих себя, ценить абстрактность фотографии, точно так же, как мы ценим холсты, скульптуры.
Фотопленка уступила место цифре, а поиски советских новаторов продолжили Андрей Чежин, Николай Матренин, Геннадий Приходько. Александр Китаев и вовсе показал на выставке серию фотографий "Фотограмма", сделанных… без фотоаппарата.
- Все на земле создано какой-то единой Волей, - уверен Китаев. - Поэтому я не думаю, что это уход от реальности. Это просто другая реальность.