Правда, Федоров объявился теперь уже с "Леопардом", которому интересны и прежние метафоричные, протяжно-меланхоличные баллады и жесткая читка spoken word в традициях индастриала и Rammstein. А Ник Кей порадовал уже новым умением превращать любую тоску и хриплый, утробный вой под скрипку и гитарные переборы в целительную парную для вконец издерганной, но оттого и особенно зычно щемящей и прекрасной души.
Слушая эти диски, даже не знаешь, что делать - то ли красиво грустить и медитировать на тех же немногих нотах их лаконичных гармоний или целительно вспомнить строки Сергея Есенина: "Есть что-то прекрасное в лете/ А с летом прекрасное в нас". И то и другое - пригодится в пору скорого прихода осенних дождей.
Первым начал Ник Кейв - австралийский композитор, поэт-романтик и вокалист, крушащий на концертах аппаратуру, чтобы зрители больше прониклись его отчаянием (10 лет назад такое случилось и в Москве, в "Крокус Сити Холле") - решивший в преддверии холодов записать первый за пять лет альбом Wild God (точнее всего это название переводится как "Дикий Бог"), сообщив, что решил записать для фанатов, как раз особенный - "счастливый диск". Этого хмурого молчуна и самого многие зовут уже "Диким" - за нелюдимость, трагизм в интонациях, стремление избегать интервью и привычку выступать с одними и теми же музыкантами, не жалуя новичков. Вот и на Wild God с Кейвом снова, как и в 80-е, играли Уоррен Эллис, Томас Уидлер и Мартин Кейси. Но теперь к ним прибился и знатный гость - Колин Гринвуд из Radiohead. Тоже, тот еще человеколюб, превращающий музыку в психологические эпатажи на грани нервного срыва, но зато умеющий украшать их завораживающими басовыми меланхолиями, медитативными интонациями... Даже Ник Кейв ими заслушался, отчего и позвал к себе в студию. Поэтому в новом Wild God уже нет в обилии столь любимых этим вокалистом рыка, рева и сладострастных и жестких романсов в духе Let Love In или In My Arms, от которых могут потрескаться окна в квартирах. Его премьера - это уже скорее утешающие притчи под завораживающую и мрачноватую музыку. Иногда появляются даже благостные интонации, есть даже чуть смятенная и нервная красота мелодий, и уже совсем немного сумбура и отчаяния - веяний, которые привнес в диск тоже басист Radiohead. Так что можно действительно сказать, что для Ника Кейва - это вполне "счастливый альбом". Ибо более спокойный, примиряющий с миром и дающий возможность наслаждаться жизнью, а не устраивать вокальные истерики на радость парарацци и фанатам на концертах. Ведь натура Ник Кейв - увлекающаяся, проникающаяся после таких релизов и собственной жаждой саморазрушения. Он же еще и талантливый киноартист, быстро входящий в образ. Поэтому после предыдущих яростных альбомов, на кураже, да и поддерживая сложившийся имидж, этот музыкант-актер то расставался с женами, то ссорился с друзьями или дорожными инспекторами... Теперь может передохнуть.
И Федоров в новом сольном альбоме очень переменился. Свои прошлогодние "Письма Б.В." этот певец и гитарист объявлял экспериментальным релизом, поскольку помимо двух песен остальной материал был скомпонован из всевозможных шумов, гротескных звуков, спонтанных мелодий и чтения вслух писем от этого самого Б.В. - Бориса Викторова, пасынка поэта-обэриута Александра Введенского, адресованных Леониду и его жене Лидии в благодарность за очередной альбом, записанный на стихи Введенского. Новый "Леопард" - уже иной - диковинный, резвый, яркий. Порой действительно "зверский" по эмоциям и - уже в содружестве с Игорем Крутоголовым, играющим на многих инструментах, но главное - доке в электронке и индастриле.
Да, заглавная песня - привычная, с фирменными федоровскими "ямщицкими" интонациями: одновременно и завывающими, и удалыми. Наследующими это классике 80-90-х: и "Дороге" (там, где в концовке припева фраза "Долгая дорога беспонтовая"), и другим его строчкам о себе: "Сам себя я"... Но уже следующий трек - "Восстановиться" - рэперская читка, рубленый ритм индастриала, электронные тембры... Да и большинство из этих 14 новых песен в исполнении Федорова невозможно было представить. Но хорошо, что еще остались люди, способные удивлять. Именно они и движут развитие рок-музыки дальше.