Первопроходцем в новом движении по завоеванию сердец тиктокеров в турбулентные пандемические времена стала флорентийская галерея Уффици. Тогдашний директор хранилища Айке Шмидт сделал так, что в музей буквально выстроилась очередь из итальянских и международных лидеров мнений и популярных блогеров от Кьяры Ферраньи до Ким Кардашьян, рекламировавших галерею. Прорывом в мире искусства в тот период стало создание галереей Уффици аккаунта в TikTok. План сработал, и один из старых музейных комплексов Европы обрел популярность у поколения Z. Развивая успех, в галерее создали проект Уффици Live - онлайн-платформу, где молодые люди могут создавать свои собственные цифровые произведения искусства, вдохновленные коллекцией классиков.
Пример Уффици оказался заразным, но не столь эффективным для других экспериментаторов. Так, минкультуры Италии, стремясь привлечь в страну больше молодых путешественников, решился на необычный шаг: в качестве своего промоутера министерство выбрало героиню картины Сандро Боттичелли "Рождение Венеры". Суть эксперимента заключалась в том, что ради красот Италии обольстительная Венера "покинула" полотно и, одевшись в современные наряды, отправилась путешествовать по знаковым достопримечательностям страны. Однако ничего кроме иронии и насмешек этот образ не вызвал.
Новую идею озвучил тенор Джанлука Терранова, предложивший адаптированную и сокращенную вдвое 90-минутную версию знаменитой оперы Пуччини "Богема". Для премьеры, которая состоится 13 сентября в Перудже, авторы сделали все, чтобы молодежь клюнула на Пуччини. Исходя из того, что тиктокеры способны потреблять контент лишь в урезанном виде и под определенным углом, несколько арий сыграют в ускоренном режиме, а частью длинных музыкальных фрагментов и вовсе решено пожертвовать. Для лучшего восприятия произведения сюжет в промежутках между ариями будет пояснять рассказчик.
"Сделать оперу, которую признали недавно культурным наследием ЮНЕСКО, снова доступным музыкальным жанром, позволить наслаждаться ею даже неопытной публике, заставить людей снова полюбить жанр, который прославил итальянскую культуру в мире и который сегодня рискует быть забытым в нашей собственной стране, - это главная цель адаптации", - пояснил Терранова, именитый тенор, выступавший в таких оперных театрах, как миланская Ла Скала в Милане и лондонский Ковент-Гарден в Лондоне, не уточнив, однако, какие последствия будет иметь его проект для итальянской оперы в широком смысле этого слова.
Музыкальные критики восприняли предложение тенора неоднозначно. По мнению одних, сокращенная версия может сделать оперу более доступной, а также побудить режиссеров и музыкантов к созданию новых, более современных интерпретаций классических произведений. Львиная же доля экспертов опасается, что Терранова может стать родоначальником опасной тенденции, которая неминуемо разрушит встраиваемый веками имидж итальянской оперы - идеального вида искусства, не нуждающегося в адаптациях. Они не сомневаются, что подобные вмешательства приведут к потере глубины и целостности произведения, а также к упрощению сложных музыкальных и драматических элементов.
Однако на этот раз, ввиду практически полного отсутствия целевой аудитории, поводов для беспокойства быть не должно. Если верить опросам, итальянская молодежь практически не интересуется оперой. Для них композиторы Верди и Пуччини - пережитки прошлого. Но не стоит спешить называть молодых итальянцев невеждами. Как ни парадоксально, на родине оперы, подарившей миру таких великих певцов, как Марио Дель Монако, Франко Корелли и Лучано Паваротти, на сегодня нет доступного музыкального образования. Получить его могут исключительно дети из состоятельных семей, что в процентном соотношении лишь капля в море.