Смущают ли россиян перемены в корзине брендов? Результаты опроса

Большинство россиян довольны брендами, которые заменили ушедшие из страны
Большинство россиян довольны брендами, которые пришли на смену ушедшим из России. К таким выводам пришли эксперты компании "Яков и Партнеры" и исследовательского холдинга "РОМИР", выпустившие совместный отчет "Новое российское общество: потребительские траты и бренды".
Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

До половины (40-49%) опрошенных вообще не заметили изменений в своей потребительской корзине по сравнению с 2021 годом, 33-43% считают, что ассортимент брендов изменился незначительно. Меньше всего людей, отметивших перемены, среди представителей старшего поколения. Напротив, чаще других отмечали изменения представители поколения Z (или "зумеры" - люди, родившиеся с 1997 по 2012 гг. - прим. "РГ"), особенно в категориях "Одежда и обувь", "Безалкогольные напитки", "Продукты", "Косметика, парфюмерия и личная гигиена" (63-69%).

При этом, как отмечают авторы исследования, в целом потребители удовлетворены замещением брендов. Во всех категориях довольных заменой больше, чем недовольных. Наибольший процент удовлетворенности замещением брендов показывают категории "Продукты" и "Безалкогольные напитки". В наименьшей степени потребителей устраивают ассортимент брендов и качество товаров в категориях "Бытовая техника и электроника" и "Транспорт".

По словам исполнительного директора "РОМИР" Инны Караевоц, многие "ушедшие" бренды успешно локализовались, и в результате потребитель практически не ощутил изменений в их ассортименте. В частности, по ее словам, такая ситуация характерна для продуктов питания и безалкогольных напитков, где к тому же благодаря динамичному росту маркетплейсов активно развиваются и нишевые локальные бренды.

Отмечается, что в тройку лидеров среди любимых продуктов питания, как и годом ранее, вошли только российские марки. Среди напитков из зарубежных брендов остались лишь Coca-Cola в категории "Безалкогольные напитки" и Martini в категории "Алкоголь".

Что касается одежды, электроники и косметики, то здесь опрошенные отмечали зарубежные бренды, которые хотели бы вернуть. К примеру, в электронике такими брендами стали корейские Samsung и LG, а категории "Одежда" немецкий Adidas.