Фестиваль РНО в Московской филармонии открылся легендарной ораторией Шенберга

Для открытия фестиваля Российского национального оркестра, преодолевшего четырехлетнюю паузу, было выбрано одно из самых сложных и гигантских музыкальных творений XX столетия "Песни Гурре" - легендарная партитура Арнольда Шёнберга, которая была исполнена как дань почтения в день 150-летия знаменитого австро-американского композитора.
Ради эксклюзивного исполнения в Концертном зале имени Чайковского собрались почти три сотни музыкантов.
Ради эксклюзивного исполнения в Концертном зале имени Чайковского собрались почти три сотни музыкантов. / Предоставлено Московской филармонией

Ради эксклюзивного исполнения в Концертном зале имени Чайковского собрались почти три сотни музыкантов: сразу два симфонических оркестра, четыре хора, пять солистов и чтец. К титульному фестивальному РНО присоединились Госоркестр имени Светланова, Хоровая капелла России имени Юрлова, Русский хор имени Свешникова, Камерный хор Московской консерватории, Хор юношей Московского хорового училища также имени Свешникова и певцы столичных театров. Для дирижера Филиппа Чижевского такой пафосный концерт стал первым публичным выступлением в качестве художественного руководителя Госоркестра имени Светланова.

Впрочем, рекорд мировой премьеры "Песен Гурре", состоявшейся 23 февраля 1913 года в Вене, в которой участвовало 750 человек, побит не был. Тогда дирижировал Франц Шрекер, а автор, вышедший в финале на поклоны, поблагодарил, но так и не повернулся лицом к безумствующей от восхищения публике.

В этот вечер доминировала красивая музыка о беде человека и о том, чем заживляется боль

Дело в том, что эта оратория в стиле "позднего романтизма" дождалась своей премьеры, когда уже композитор стал ярким представителем музыкального экспрессионизма, автором додекафонии и серийной техники, к которым слушатели относились без особого восторга. И ответом Шёнберга стал этот красноречивый акт "игнора" аудитории.

И по сей день "Песни Гурре" - самый успешный опус Шёнберга, хотя из-за масштаба и расчета исключительно на высочайший профессиональный уровень музыкантов, исполняется совсем нечасто, а в России так и вообще данное исполнение лишь пятое по счету.

"Песни Гурре" - это общечеловеческий, гуманистический гимн, что сложен из всех классических элементов романтизма: мистика, роковая страсть, сила судьбы и конфликта с Богом. Молодой композитор обращается к легенде о несчастном короле, чья возлюбленная гибнет от руки соперницы. Сюжет взят из поэзии датчанина Йенса Петера Якобсена на темы средневековых сказаний по старинной легенде о замке Гурре, что можно поставить в один ряд с историей Тристана и Изольды. Сначала композитор пишет лаконичный вокальный цикл, рассчитывая представить его на конкурсе, но не успевает и решает продолжить работу.

В итоге концентрация чувств, желаний и фатализма, вложенных композитором в "Песни Гурре", балансирует между абсолютной гениальностью и сумасшествием: буколическая пейзажность соседствует с социальным расслоением. Получилась глобальная метафора земной жизни.

Главные герои - датский король Вальдемар и его возлюбленная Тове. Королева не прощает измены и приказывает убить девушку. Сраженный горем Вальдемар проклинает Бога, за что получает мучительное существование в виде призрака.

Эта музыка требует дирижера-интеллектуала, способного сбалансировать всю эту звуковую махину, сплетая воедино как чувственные, так и философские посылы партитуры. Не всегда продуманная лавина звука обрушивалась на публику и заглушала пение солистов. Музыкантская провокация Шёнберга и его размышления о смысле жизни, по большому счету, остались нерасшифрованными, а дирижерская манера маэстро, наполненная прыжками и трюками из области аэробики, была уж совсем неуместна. При этом был собран очень достойный ансамбль солистов.

Впечатлили прежде всего ведущие солисты Мариинского театра Сергей Скороходов (Вальдемар) и Екатерина Семенчук (Тове). Особенно хороша была Мария Баракова в партии Горлицы. Она спела так, что реально было забыть хоть на мгновение о всех земных скорбях. Перед финалом-апофеозом на сцену ворвалась Дарья Мороз в красном платье и страстно в кабаретном стиле зачитала текст.

И все же в этот вечер доминировала изумительно красивая музыка, повествующая о беде человека, о его заблуждениях и о том, чем заживляется боль: верой в Бога и верностью в любви вопреки фатальности земного пути.

Кстати

В афише фестиваля РНО еще два концерта 20 и 24 сентября - иные мистические сплетения поэзии и музыки начала XX века. Будут и симфонические "Сны" Прокофьева, и фантазия "От мрака к свету" Глазунова. Будет еще одно 150-летие - юбилей Сергея Кусевицкого, а также другие ранние опусы - "Гимн о Святом Таинстве" Мессиана, "Богоявление" Капле и оратория "Мученичество святого Себастьяна" Дебюсси.