"Требую, чтобы меня любили". В Музее графа Толстого появилась экспозиция, посвященная 180-летию графини Толстой

В Музее графа Толстого открылась выставка о жизни жены писателя
Выставкой в год 180-летия Софьи Андреевны Государственный музей Л.Н. Толстого лишний раз подтверждает, что супруге великого писателя было что принести в мир, кроме детей Льва Николаевича.
Дневники Софьи Андреевны Толстой рассказывают нам о самых разных ее переживаниях и настроениях, но мужа она все равно любила безмерно.
Дневники Софьи Андреевны Толстой рассказывают нам о самых разных ее переживаниях и настроениях, но мужа она все равно любила безмерно. / РИА Новости

"Я требую, чтоб меня любили так же, как я могу любить. Но это невозможно...", - утверждал писатель в черновиках перед тем, как предложить Соне Берс руку и сердце. И далее, в самом начале выставки: "Скажите, как честный человек, - хотите ли вы быть моей женой?" И здесь же образа "Великомученицы Софии" и Богородицы "Взыскание Погибших" - ими благословляли новобрачных.

Эти иконы Музей Толстого показывает впервые: два зала особняка на Пречистенке, в которых уместилась выставка "Высокое назначение", полны таких экспонатов, и, пока в Доме-усадьбе в Хамовниках заканчивается реставрация, выставка воссоздает в своих границах атмосферу хамовнического дома. Например, уютную, в узнаваемых красно-зеленых обоях, девичью - тут в уголке стоит венский стульчик Вани Толстого, а по стенам, как во всяком доме, семейные фотографии: Софья Андреевна сначала мама, потом бабушка, сыновья - сначала на маминых коленях, потом, солидные, в пиджаках, рядком на лавке, сначала детей трое, потом все восемь...

Выставка "Высокое назначение" впервые собрала в одном зале моменты жизни Софьи Андреевны, когда она работала "на себя"

"Все это непременно непосредственно должно коснуться меня: "Учащиеся и болящие дети, гигиеническое и, главное, духовное состояние мужа, - написано под портретом графини. - Большие дети с их делами, долгами, детьми и службой, ... ночные рубашки Мише... не просрочить платежи по дому... переписывать и проч. и проч."

Среди "проч. и проч." были, наверное, и вот эта сшитая рукой графини, потом ею же подштопанная черная шапочка писателя, в которой он запечатлен на портретах, вязальный костяной крючок, которым она вязала шерстяные одеяла, подобные наброшенным на стул у стенда. "Когда вечером Лев Николаевич ложился спать, я затыкала ему за спину теплое, мною вязанное одеяло", - это из ее дневника, а на фотографии писатель на кровати под тем самым одеялом, любящая жена рядом.

"Переписывать"... Только жена могла разобрать буквы в рукописях Толстого, и "Казаков", "Войну и мир" и не только. Она делала их понятными, в том числе и для автора, который и сам порой не мог понять, что написал, и даже спрашивал жену. Но назавтра переписанное ею перечеркивалось и переписывалось Львом Николаевичем. Под страницей рукописи на выставке значится "Анна Каренина. 9 редакция первой части".

Забота о детях, о доме, о муже были главными мотивами ее жизни - многотрудной, часто неблагодарной и казавшейся беспросветной: ее дневники полны переживаний - "это была не жизнь", "на душе уныло, одиноко, никто меня не любит", "я убила в себе способности и энергию". И тут же "Какое же у него терпение и трудолюбие!", "Лева очень мне дорог, и только огорчает его невеселость и худоба".

А "просветы" - были, и графиня, чувствуя собственную нереализованность, создавала их себе сама: выставка "Высокое назначение" впервые собрала в одном зале моменты жизни Софьи Андреевны, когда она работала "на себя".

В Ясную Поляну приезжал для совместного музицирования композитор Сергей Танеев ("я стала любить музыку", писала она в дневниках), а на рояле всегда лежали - и лежат на выставке - ноты любимого Мендельсона. На концерте в консерватории она слушала Шумана и Сен-Санса и имела успех вот в этом визитном платье из розового шелка и бальных атласных туфлях, надев на палец кольцо с рубином и двумя бриллиантами (подарено Толстым в благодарность за помощь в работе над "Анной Карениной").

Одна из ее книг - "Куколки-скелетцы и другие рассказы" - на выставке соседствует с куколкой, вырезанной из бумаги и раскрашенной акварелью самой Софьей-Андреевной для внучки Сони (куколка никогда не выставлялась, уж очень хрупка), рукопись другой, переработанные и дополненные дневники "Моя жизнь", раскрыта на первом развороте. Рядом с фотографией, на которой Софья Андреевна копирует их со Львом Николаевичем, портрет работы Репина - ее палитра и кисть.

А также - камера, пузырек с проявителем, валик для глянцевания, пачка бумаги "Кодак"... "Какая же великая мастерица графиня Софья Андреевна по части фотографии. Просто слюнки текут, как посмотришь на ее новые снимки", - писал критик Стасов про главную яснополянскую фотолетописицу. Едва ли не все фотографии на выставке - и групповые, и портретные, с ней и без нее - подписаны ее именем. Даже та, на которой она позирует скульптору Гинцбургу и та, где она верхом, - это все "селфи". И последняя, сентября 1910 года, где они со Львом Николаевичем стоят рядом, - он сосредоточен, она, глядя на мужа, которого любила больше, чем себя, страдальчески улыбается.

...Посетители особняка на Пречистенке, пройдя общую экспозицию, надолго задерживаются в залах, где разместилась выставка, и сотрудники музея отмечают особый интерес к "Высокому назначению": люди просят отдельных экскурсий именно по этой выставке. Взаимоотношения Льва Толстого с миром продолжают волновать нас.

Выставка "Высокое назначение" проходит в Государственном музее Л. Н. Толстого с 3 сентября по 15 декабря 2024 года.