В сентябре в Екатеринбург зашли сразу две федеральные каршеринговые компании

Сервис каршеринга в Екатеринбурге прирастает новыми игроками. В сентябре в город почти одновременно вошли две крупные федеральные компании. Совпадением это вряд ли можно назвать, скорее, предложение вызвано растущим спросом. Хватит ли последнего на всех игроков, выяснял корреспондент "РГ".
Клиенты нередко портят арендованные машины или оставляют их в неположенном месте.
Клиенты нередко портят арендованные машины или оставляют их в неположенном месте. / Татьяна Андреева/РГ

Прокат автомобилей в столице Урала давно стал привычным. Услуги каршеринга здесь предлагают несколько компаний, например, "Автоуспех", "АТ-аренда", "URA мобиль". Последний рассчитан на жителей Екатеринбурга и Челябинска, кстати, основной маркой автомобиля сервиса стал Lifan X50 российской сборки. Интересно, что официальный дилер марки - главный партнер компании. Видимо, расчет на то, что новоиспеченные автолюбители, попрактиковавшись на арендованных машинах (для регистрации в сервисе нужны только паспорт и права), придут затем в салоны за покупкой точно такого же "коня". Стоимость аренды такого автомобиля - 11-12 рублей за минуту в пределах 100 километров, "перепробег" - 10 рублей километр.

Конечно, в уральской столице существует и премиум-сегмент. Так, компания "А-Я Auto" предлагает посуточную аренду премиальных машин типа "Порш Кайен" (32 тысячи рублей в сутки), БМВ х6 (42 тысячи) и тому подобных, но напоминает о предоплате, которая не возвращается в случае отказа. Впрочем, в ее автопарке есть и более демократичные "лошадки": "Хендай Солярис" обойдется от 3,5 тысячи за сутки, "Нива" и "Тойота Камри" - 7 тысяч. Понятно, что ставка на "премиум" сокращает число клиентов, но при этом снимает ряд главных для доступного каршеринга проблем, например, исключает вандализм: сломанные двери, прожженные сигаретами сиденья и так далее.

Сами клиенты каршеринговых сервисов, судя по отзывам, чаще всего жалуются на плачевное состояние авто, штрафы буквально за все и отсутствие обратной связи с компанией. Вот несколько типичных мнений клиентов: "Я-то искренне думала, что фиксация загрязнений нужна для того, чтобы помыли и почистили авто, а оказывается для того, чтобы предыдущему водителю выписали штраф, независимо от того, он ли оставил эти загрязнения. Даже не заглядывала на задние сиденья (дверями задними не пользовалась), а получила штраф за грязный задний диван. Скорее предостережение: будьте предельно бдительны и внимательны. P.S. В нашем регионе отвратительное состояние автопарка каршеринга, ладно бы еще эти штрафы действительно шли на чистку. В автомобилях неприятный запах, некоторые того и гляди развалятся на ходу. Всего перечислять не буду, кто пользуется, знает".

Другой клиент Олег Т. сетует, что не работает функция обратной связи на сайте. "Хотел пожаловаться на парковку с нарушением ПДД. Дозвониться до поддержки тоже невозможно. Напрасно потратил много времени".

Востребованность каршеринга объясняется высокой ценой новых машин - многим россиянам с правами стало выгоднее пересесть на прокатные авто

Автопарк крупнейшего в Екатеринбурге каршерингового сервиса "Делимобиль" насчитывает более тысячи автомобилей. Судя по всему, дела у него идут неплохо: с начала этого года парк, по сообщениям СМИ, увеличился на 15 процентов. Клиенты нередко ворчат на сайте, но все равно приходят порулить. Так, Елена С. подчеркивает, что пользуется федеральным сервисом часто, но никаких бонусов не получает. "Все равно цена за минуту высока. Для Москвы у них есть разные акции и тарифы, а почему-то для Екатеринбурга нет. Сами автомобили в хорошем состоянии, ездила даже в другой город. Спокойно без каких-либо поломок доехала туда и обратно".

Успешное развитие каршеринговых сервисов привлекает в Екатеринбург и других федералов: совсем недавно здесь заработали "Яндекс Драйв" и "Ситидрайв". Последний объясняет востребованность каршеринга высокой ценой новых машин - многим россиянам с правами стало выгоднее пересесть на прокатные авто.

Кстати, эта компания обживает город со второй попытки - первая случилась пару лет назад, но тогда бизнес не пошел. Несмотря на это, сегодня новичок планирует составить конкуренцию крупнейшим игрокам екатеринбургского рынка. В составе автопарка "Киа Рио", "Ниссан Кашкай", изделия китайского автопрома. А также, по словам гендиректора компании Эдуарда Мингажева, и пара "Москвичей-3" - решили попробовать, как пойдут электрические машины. На быстрый "выход в плюс" сервис не рассчитывает.

- Бизнес каршеринга находится на точке роста, но пока никто не вышел в плюс. Нужно время и масштаб, чтобы бизнес заработал. Для этого в городе должна быть высокая плотность автомобилей. Пока у нас на старте 250 автомобилей - для Екатеринбурга немного. В Москве сегодня примерно 35 тысяч каршеринговых авто - там плотность высокая. В Екатеринбурге она может составлять 2 тысячи машин. Весной мы привезем еще авто, когда достигнем тысячи, экономика должна стать положительной, - надеется он.

По словам Мингажева, успех зависит от спроса, а также от качественного обслуживания автомобилей, для чего предстоит решить кадровую проблему. Интересно, что за руль своих авто эта компания пускает с 18 лет, водительский стаж не требует. Тарифы фиксированные: 12-14 рублей минута, в бизнес-классе - 15-17 рублей, но там есть и "Фольксвагены", и даже "Тесла". В часы пик тариф выше. В числе преимуществ нового сервиса - большой радиус: можно уезжать на 3 тысячи километров. Также в планах - увеличение срока аренды с 7 до 30 дней, договор с аэропортом Кольцово и даже открытие в Екатеринбурге собственной школы вождения.

Законодательное регулирование, в отличие от сферы такси, каршеринга пока не коснулось. Если что и может помешать дальнейшему развитию проката автомобилей, так это… новые технологии.

- Когда-нибудь рынок такси и каршеринга "схлопнут" беспилотники, в Китае, например, уже есть такие примеры. Но у нас в запасе 5-10 лет, - считает Мингажев.

Предприниматели надеются и на поддержку мэрии, участие в программах развития транспорта. Однако, по мнению экспертов, в целом пользы от каршеринга городу немного (не считая удобства пользователей). Дело в том, что автомобили федеральных компаний зарегистрированы в Москве и налог на автотранспортные средства они платят в столице, в то время как дорогами, инфраструктурой и общественными территориями (парковками) пользуются в Екатеринбурге. Прибыль от деятельности получают здесь, но налоги с нее платят по месту регистрации. Поэтому, кстати, и общей статистики по числу каршеринговых машин в столице Урала нет.

Между тем

Как выглядит портрет среднестатистического пользователя каршеринга? По данным "Ситидрайв", 67 процентов клиентов - мужчины, их средний возраст - 25-45 лет, они имеют семью, в которой есть автомобиль. Правда, обычно на нем передвигается супруга с детьми, а мужчина использует каршеринг. В среднем автомобиль напрокат берут примерно 9 раз в месяц.