С появлением рельсов появились и вип-поезда. Первым таким составом на родине железной дороги стал состав Royal Train. Впервые он вышел в путь в июне 1842 года: вез английскую королеву Викторию из города Слау в город Паддингтон. Внутри состава были роскошные интерьеры - клен, шелк, зеркала. В советской России шелка и зеркала уступили место серьезной броне. Сталин и Хрущев отправлялись в бронированных составах, но с обычных вокзалов, которые лишь на время перекрывали от публики. Когда составы были не нужны, их отгоняли в соседние республики, чтобы не привлекать внимания. А когда требовалось, составы за сутки возвращались в Москву. И лишь в начале 1970-х, чтобы сделать поездки руководителя страны менее заметными для большого количества людей, в столице начали строить специальное депо. Открыли его вместе с пересадочным узлом и вокзалом в 1974 году.
Найти этот объект сейчас не так сложно. Если идти по Пантелеевской улице и смотреть в сторону железнодорожного полотна, тянущегося за забором, увитым колючей проволокой и местами плющом, там, где будут подряд два шлагбаума, железные ворота и охранник в форме РЖД, и находится этот вокзал. За воротами видны в окружении рельсов постройки: большое вагонное депо, слева от него неприметный кирпичный вокзал со светлым перроном в виде буквы "Г".
На входе нет никакой вывески. В документах железнодорожников этот объект называется по-разному: вагонный участок центрального направления Московского филиала АО "Федеральная пассажирская компания" или парк "Б" железнодорожной станции Москва-Каланчевская МЖД. И хотя объект режимный, снимать его из-за забора даже на фотоаппарат редко когда запрещают. Потому в интернете полно фотографий "президентской платформы" и неприметного кирпичного вокзала.
Скромный вид кирпичного здания - это только оболочка. Не так давно, в 2021 году, здесь прошел капитальный ремонт с реставрацией. Вели работу известные российские реставраторы "СК РемСтройСервис", занимающиеся восстановлением известных особняков. Именно сотрудники этой компании дорабатывали к проекту 1970-х годов новые решения для современного комфорта. Фотографии найти несложно, их в качестве образца ряд подрядчиков вывесили для рекламы на сайтах. На фотографиях виден просторный зал ожидания. Пол отделан итальянским мрамором, напольный плинтус и темные полоски на полу из дымчатого гранита. В центре зала потолок поддерживают квадратные ребристые колонны с отделкой из мрамора Perlino Bianco. Как сообщили в компании, занимавшейся поставкой камня на секретный вокзал, везли его со знаменитых каменоломен Италии. "Всего на отделку объектов ушло 202 тыс. кг различных пород камня. Столько для сравнения весят 34 взрослых африканских слона", - сообщили "РГ" в компании и предложили свои услуги по отделке редакции или жилья благородными материалами.
К выходу из зала ожидания вокзала ведут несколько дверей. Одни, например, в комнаты для отдыха гостей. Кроватей тут нет, но кожаные мягкие кресла позволяют с комфортом и прикорнуть. В этих комнатах и президентском кабинете паркет, инкрустированный ценными породами дерева, остался еще с 1970-х годов. Ремонт этого века привнес на пол каменные украшения. Например, в комнате отдыха в дерево паркета вмонтировали орнаментальную мозаику из мрамора и гранита. Рабочий дорожный кабинет президента выглядит скромно: встроенное потолочное освещение, светлые стены с частичной обшивкой из дерева, стандартная дорогая офисная мебель. К слову, схожие кожаные белые кресла можно увидеть даже в кабинетах редакции "Российской газеты". Из атрибутов власти - штандарт президента страны, флаг и герб государства. Посмотреть воочию на внутренние пространства вокзала невозможно, экскурсий сюда не бывает, даже когда открывают на Дни исторического и культурного наследия посольские дома и другие объекты.
Единственное, что можно увидеть с улицы - платформа с массивным бетонным козырьком. Он сделан так, что происходящее на платформе из соседних домов не видно ни с какого ракурса. Украшают платформу мраморные колонны, стоящие на гранитных цоколях. В ширину платформа не более трех метров. Из освещения - встроенные светильники на козырьке и дизайнерские бра, подсвечивающие колонны.
Активно ездил с этого вокзала генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, затем его преемники: Юрий Андропов и Константин Черненко. Единственный президент СССР Михаил Горбачев предпочитал летать на самолетах. В 1990-е годы вокзал был почти не востребован. Говорят, что временами его арендовали бизнесмены для частных поездок, а также политики и даже звезды шоу-бизнеса. Пользовался ли им в 2000-х годах и сейчас президент России, неизвестно. Но, как говорят железнодорожники, раз вокзал обновили, ежемесячно проводят тренировки с литерным составом, значит, стратегический объект нужен. Да и мало ли что, время неспокойное. А тут и бронепоезд стоит на запасном пути.