Уральские компании начали активно занимать освободившиеся ниши на рынке мебели

Более ста российских производителей мебели и поставщиков комплектующих приняли участие в III международной отраслевой выставке в Екатеринбурге. Удалось ли мебельщикам реализовать лозунг "Покупай свое, российское", выяснял корреспондент "РГ".
Местные производители помимо простых изделий научились делать высококачественную дорогую мебель.
Местные производители помимо простых изделий научились делать высококачественную дорогую мебель. / Татьяна Андреева/РГ

- Мы предлагаем мебельные пленки и ткани из Китая. На такой выставке впервые и приятно удивлены количеством участников и деловой атмосферой: то и дело подходят потенциальные клиенты, - делится впечатлениями представитель компании "ЭКО-стиль" Александр. - Мебельное производство в России растет, поэтому и мы ощущаем спрос.

По данным организаторов, число экспонентов по сравнению с предыдущей выставкой практически не изменилось, а вот выставляемая продукция стала другой. Почти ушел низкий сегмент, например, простые деревянные табуретки или грубоватые шкафы из ДСП, мебельщики активно осваивают средний и даже высокий. А это уже не отдельные изделия, а комплекты и даже целые линейки товаров. Заметно также, что кустари-одиночки уступают место пусть небольшим, но хорошо организованным мебельным производствам. В активе последних - современное оборудование с высокой степенью автоматизации, большое разнообразие поставщиков, подготовленные кадры.

Современных станков для деревообработки на выставке тоже представлено немало, но сложной техники импортозамещение пока, увы, не коснулось - здесь лидирует продукция из КНР. Оттуда же и большая часть мебельной фурнитуры. Например, компания "Уралсервис" наладила в Китае производство такой продукции под собственной торговой маркой. Работает на всю Россию, но своего склада на Урале не имеет, хотя в планах открытие их в других регионах.

- Санкции на себе не почувствовали, ведь мы и раньше работали с Китаем. Спрос такой же, как и раньше, даже в чем-то вырос, - говорит маркетолог компании Маргарита.

Сложной техники импортозамещение пока не коснулось - здесь лидирует продукция из КНР. Оттуда же и большая часть мебельной фурнитуры

Вот и компанию "Негоциант-Урал" можно назвать уральской только по месту нахождения екатеринбургского офиса - торговец-оптовик поставляет китайские комплектующие для действующих станков (как китайских, так и европейских) во все регионы страны.

Однако примеров настоящего импортозамещения на выставке все же немало. Что, кстати, подтверждают цифры: по словам министра промышленности и науки Свердловской области Сергея Пересторонина, число действующих мебельных производств в регионе достигло 500.

- В 2023 году объем отгруженных мебельщиками товаров увеличился на 45 процентов, а по ряду позиций производство выросло кратно, - отметил министр.

Эту статистику хорошо иллюстрирует пример екатеринбургской компании "LEO-мебель". В пригороде мегаполиса она производит корпусную мебель - шкафы и комоды различных цветов и размеров.

- Наше производство находится в Арамиле, и конкуренция со стороны небольших мебельных производств, расположенных поблизости, весьма ощутима. Еще и полугода не работаем, но покупатели есть, хотя, конечно, хотелось бы больше, - призналась руководитель компании Марина Уварова. - Изначально мы продавали продукцию российских мебельных фабрик в розницу, а теперь еще решили открыть собственное производство, чтобы не зависеть от сроков, максимально сократить доставку заказа.

На выставке современными шкафами небанальных цветов, например нави, олива, активно интересовались оптовики. Секрет, по мнению главы компании, прост - правильное соотношение цены и качества. Интересно, что роль дизайнера в компании играет сама Уварова. По ее словам, рынок сейчас насыщен более-менее похожими моделями в современном стиле.

- Мы посещаем крупные мебельные выставки, улавливаем тренды. Конечно, привносим что-то свое, например, меняем фурнитуру, дополняем новыми элементами. Тестируем новинки в рознице на "Авито", выставляем в своем магазине. Теперь решили двигаться в направлении оптовых продаж, - делится планами глава компании.

Крупные холдинги тоже времени зря не теряют. "Импортозамещение - это реальность", - говорят, например, в "АСМ мебель". В холдинг входят 14 предприятий, в том числе екатеринбургская фабрика "Уральский текстиль", которая производит материалы и наполнители для мягкой мебели, синтепон различной плотности, холлофайбер для наполнения матрасов, кокосовое волокно и так далее.

- Работаем круглый год, нет проблем со спросом. За счет собственного производства увеличиваем объемы, - отметила менеджер Олеся Дедова.

А спрос, оказывается, растет не только на доступные модели. На днях компания запустила производство премиальных диванов и кушеток: массив бука, особые ткани, например шенил, но главное - спецнаполнение, у каждой модели свое. По словам Юлии Симоновой, руководителя интернет-магазина производителя, тенденции итальянские, но конструкторы свои - и работают с заказчиками индивидуально. Цены, впрочем, тоже "итальянские", их объясняют большой долей (до 80 процентов) ручного труда. Так, комплект из дивана и оттоманки стоит почти полмиллиона. Покупатели находятся.

- Зарплаты растут, у людей появляются деньги. Многие смотрят не столько на "эконом", сколько на сегменты "средний" и "выше среднего", - объясняет Юрий Лямин, исполнительный директор фабрики.

По его словам, российским мебельщикам во многом помогли западные санкции. Отечественные производители убедились в своих силах, увидели свободные ниши, в том числе торговые площадки - раньше этот спрос закрывали европейские конкуренты. Были, правда, проблемы с оборудованием, поставкой ряда наполнителей из КНР, Индии, Вьетнама и других стран (в том числе попытки блокировать эти деловые контакты). В налаживании международных связей помогает правительство Свердловской области - консультационно, полезными контактами и т. д.

В итоге, например, текстильное производство не только наращивает обороты, но и полностью меняет парк оборудования. Благодаря приобретению высокопроизводительных станков выпуск синтепона уже увеличился с 800 тонн в месяц до 1600. Правда, новое оборудование смягчает, но не решает главную проблему - кадровую. Хотя и ее решение, кажется, уже найдено - оно лежит на поверхности.

- Еще полгода назад было непросто: ужесточили условия получения патентов и работники из Узбекистана, Таджикистана массово уезжали на родину. А сейчас на производство приходят наши земляки. Можно найти рабочие руки, ведь за полгода зарплата в холдинге выросла на 25 процентов. Если раньше 70 процентов работников составляли приезжие из ближнего зарубежья, то сегодня обратное соотношение: 70 процентов местных жителей, россиян. И это радует, ведь у наших соотечественников образование, как правило, выше, им не приходится долго объяснять обязанности и новые задачи, - рассказывает Лямин.

Кстати, до нового года мебельщики планируют поднять зарплату еще на 10 процентов.

Между тем

По данным гендиректора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимура Иртуганова, в 2014 году мебель отечественного производства занимала 48 процентов рынка России, а по итогам 2023 года ее доля выросла до 77.