Первое, о чем спрашивают жители Белгородской области ответственных чиновников, так это о причинах сложившегося мусорного бардака. Непривычная для области, которая до недавнего времени славилась чистотой, ситуация добавляет градус напряжения в и без того сложную обстановку в приграничье. Cписать на обстрелы неэффективное обращение с отходами не выходит: другие же отрасли работают даже в многострадальном Шебекино - чистом и цветущем. Хотя некоторые и задают губернатору вопрос: уж не стал ли мусорный коллапс результатом вражеских происков? Логика и здравый смысл говорят о том, что мусор белгородцы производят, накапливают и не убирают вовремя сами, да и глава региона Вячеслав Гладков в ходе одного из традиционных эфиров уверенно сказал, что в этом враг точно не замешан.
- Это, конечно, не замысел врага, - отметил он. - Но проблема, которую мы стараемся решить.
Глава области считает причиной коллапса работу транспортной компании, которая забирает и перевозит мусор с контейнерных площадок.
- Надоели постоянные желания перевозчиков увеличить тариф при постоянно низком качестве уборки, - добавил Вячеслав Гладков и заявил о решении приобрести коммунальную технику, которая вышла бы в рейсы и убрала наконец горы мусора.
Компания-перевозчик "Еврологистик" после работы с двумя аналогичными осталась одна на рынке не так давно. Вопросы с техникой уже возникали ранее, и было принято решение взять мусоровозы в аренду у ставропольского игрока. Тогда десятки машин были привезены в Белгородскую область, а плата за пользование ими называлась идентичной суммам, которые могли бы перечислять по договору о лизинге.
Прошло время, техника стала ломаться. Больше десятка миллионов рублей из бюджета было перечислено для скорейшего ремонта, а к процессу вывоза мусора привлекли по отдельному договору бывшего белгородского перевозчика "Экотранс". В 40-градусную жару мусор наконец был убран, после чего и в Белгороде, и в его заваленных отходами пригородах стало легче дышать. Однако теперь, когда решено приобретать технику в количестве 124 единиц, в правительстве региона заявили и о корректировках всей системы обращения с отходами.
Вячеслав Гладков, комментируя ситуацию, отметил, что больше "кувыркаться" с проблемами "Еврологистика" не будут. Он назвал перевозчика той самой компанией, "из-за которой мучится весь народ", и заявил, что больше контрагентом ее не видит. При этом новую технику он поручил поставить на маршруты в те районы, где ситуация с мусором напряженная, однако машины будут защищены от угрозы обстрела.
- Техника не должна поступать в обстреливаемые районы, - подчеркнул губернатор. - Я запрещаю это делать.
Туда, по его решению, поедут старенькие мусоровозы. В компании "Еврологистик" на заявления чиновников отреагировали публичным развернутым ответом, распространенным по средствам массовой информации. В компании признали, что, работая по утвержденному региональным оператором графику, несут убытки: общий объем мусора, который скапливается теперь за несколько дней в приграничных районах, а главное - в самом Белгороде, недостаточен для того, чтобы оправдывать расходы на его транспортировку. Многие белгородцы выехали из-за неспокойной оперативной обстановки, и это отражается даже на контейнерных площадках. Перевозчик привел красноречивые данные: в минувшем году по плану должны были вывезти почти 600 тысяч тонн отходов, а по факту их набралось лишь 420 тысяч тонн. А траты на топливо, запчасти, ремонт и прочее хорошо если не изменились. И это было до массированных ударов ВСУ по Белгороду и приграничью. Какими будут отходные данные по итогам нынешнего года, пока остается только предполагать. При этом датчики накопления отходов, ранее установленные на каждый контейнер для контроля за накоплением мусора, могли бы помочь в этой ситуации. Несмотря на то что от графика отклоняться нельзя, перевозчик мог хотя бы немного контролировать процесс и корректировать свои расходы. Например, если нет мусора на той или иной улице - не заезжать туда. Однако устройства, полностью зависящие от мобильной связи, давно перестали полноценно работать из-за сложностей с интернетом. Часть их пришлось попросту снять. О том, что тариф не соответствует реальным затратам, перевозчики заявляли не раз.
Помимо этого в компании обозначили и проблематику взаимодействия с муниципалитетами. Если коротко, то некоторые муниципалитеты до сих пор не заключили договоры на аренду или выкуп контейнеров, а значит, перевозчик несет затраты и на это направление. При этом забрать свои контейнеры с площадок означает усугубить и без того острую проблему, и, как признали в компании, на это не пойдут даже "в критической ситуации отсутствия денег на ежедневно необходимые расходы предприятия".
Впрочем, акцент на смене транспортного звена в системной цепи обращения с отходами и информация о покупке мусоровозов отнюдь не успокоили белгородцев, а ожидаемо вызвали множество вопросов. Так, люди понимают, что само по себе важное приобретение техники проблему не решит. Мусоровозы не поедут без водителей, контейнеры не опустеют без рабочих рук технических специалистов. Кто именно получит эту технику, а вместе с ней и ответственность за соблюдение графиков вывоза отходов? Будет ли у этого игрока достаточно персонала и других ресурсов? Сколько времени потребуется для того, чтобы перестроить всю систему?
Не секрет, что муниципальная ответственность за контейнерные площадки и сами контейнеры прибавляет нюансов. Белгородцы уже наблюдали за тем, как вышедшие из системы перевозчики забрали свои же контейнеры, в результате чего тот же "Еврологистик" был вынужден направить десятки миллионов рублей на оснащение опустевших площадок.
Повлиять на ситуацию рядовому белгородцу сложно: мусор сам себя на полигон не отвезет. Поэтому даже после нехитрой сортировки на пластик и бумагу, которые в некоторых дворах можно выбросить в специальные контейнеры, пристроить остальные отходы в контейнер все еще сложно, но неизбежно.