В Ярославле и области проблема с водителями обозначилась еще летом. Жители стали жаловаться в социальных сетях, что интервал движения между автобусами увеличился, из-за чего в салонах стало теснее, а уехать на работу из спальных районов труднее.
В министерстве транспорта Ярославской области корреспонденту "РГ" рассказали, что сейчас в регионе не хватает 20 процентов от штатной численности водителей автобусов и электротранспорта. Власти обозначили несколько путей решения проблемы.
Во-первых, квалифицированный водительский персонал ярославские перевозчики ищут на рынке труда. Правда, предложений там очень мало, поскольку рядом находятся Москва и Подмосковье, где условия значительно лучше.
Во-вторых, на территории региона организовано бесплатное обучение водителей категории D. Программа осуществляется в рамках федерального проекта "Содействие занятости". Она включает переподготовку безработных граждан и тех, кто находится под риском увольнения. Неработающие во время обучения могут рассчитывать на пособие.
В-третьих, перевозчики активно взаимодействуют с министерством государственной службы занятости населения Ярославской области. На те предприятия, где наиболее велика нехватка персонала, передаются контактные данные безработных водителей категории D для адресной работы с ними. Идет работа и с автошколами, чтобы заключать с обучающимися ученические договоры.
Зарплата в транспортных организациях Ярославской области - от 70 тысяч рублей. Водителям предлагают полный соцпакет и оплачиваемый отпуск, обещают комфортный график работы. Предприятия развозят водителей от места проживания до работы и обеспечивают их спецодеждой. Иногородним водителям перевозчики снимают жилье в хостелах и общежитиях. В период обучения им платят стипендию до 20 тысяч рублей в месяц.
Но дефицит водителей пока остается. Количество обращений от жителей о переполненных автобусах и длительном ожидании на остановках продолжает расти. Как сообщает правительство области, проблема дошла до губернатора Михаила Евраева.
Глава региона поручил уменьшить интервалы между автобусами в часы пиковой нагрузки. По его словам, увеличения количества транспорта для этого не потребуется, просто утром и вечером автобусы должны ходить чаще. Кроме того, в крупнейшем спальном районе Ярославля - Дзержинском - поручено увеличить количество рейсов на самых популярных маршрутах.
За счет каких резервов перевозчики должны это сделать, правительство не уточнило.
В Курске после масштабной реформы общественного транспорта многое изменилось. В областном центре стало меньше автобусных маршрутов, но больше самих автобусов. Кроме них здесь сохранили весь электротранспорт. К обычным троллейбусам добавились машины на автономном ходу. И парк в целом пополнился принципиально новым для столицы региона транспортом - электробусами. Водителей на этот массив техники не хватало изначально. Проблему решали и за счет невиданных прежде в отрасли заработных плат, и за счет приглашенных из других областей водителей. Однако, несмотря на это, проблема до сих пор актуальна.
Как отметили в областном комитете по труду и занятости, транспортным компаниям, которые занимаются городскими пассажирскими перевозками в Курске, требуются специалисты. А в целом в регионе из 10 тысяч вакансий 600 предназначено для водителей.
В министерстве транспорта и автомобильных дорог, комментируя ситуацию, сделали акцент на потребности в водителях электробусов и троллейбусов. Чтобы комфортно обеспечить маршруты первых, нужны еще три человека, для рогатого транспорта - 10. Нужны и водители автобусов, которых не хватало еще на старте масштабной транспортной реформы.
В центрах занятости соискателям называют заработную плату водителя в 100 тысяч рублей, но в минтрансе Курской области уточняют, что средний заработок таких специалистов зависит от объема работы и составляет порядка 70 тысяч.
Примечательно, что вакансий было больше, однако эвакуационные события в курском приграничье позволили закрыть их часть. Водители из числа переселенцев после небольшой подготовки трудоустроились в транспортные компании и, как отметили в минтрансе региона, сделали это в самые первые дни. Теперь они успешно трудятся на новом для себя месте.
Кроме того, именно водители автобусов обеспечили масштабную эвакуацию жителей восьми приграничных районов Курской области. Десяток компаний предоставили для этого свыше 400 автобусов, и сотни водителей, невзирая на сложность, каждый день садились за руль и выезжали за людьми в опасные районы.
Глава региона Алексей Смирнов назвал зеленые "Волгабасы" символом спасения и надежды в это трудное время.
- Отдельно хочу выделить ИП Квасова и ИП Ольховикова, Курское пассажирское автотранспортное предприятие N 1, ООО "Волгоградский автобусный парк", работники которых ежедневно самоотверженно выполняли свой долг, обеспечивая в самые напряженные моменты безопасность женщин, детей и пожилых людей, - отметил курский губернатор.
Реформа общественного транспорта в Калуге началась в 2019 году. В основе концепции - уход от маршруток коммерческих перевозчиков и переход к обслуживанию всех городских маршрутов силами муниципального предприятия.
Сегодня, пять лет спустя, можно говорить, что в столице региона поставленная задача выполнена: практически все пассажиры пользуются муниципальными автобусами и троллейбусами МУП "Управление Калужского троллейбуса" - убитых маршруток на дорогах осталось совсем немного. Одним из ключевых этапов этой реформы было насыщение муниципального автопарка новым подвижным составом. И за руль надо было кого-то сажать. К тому же Калужская область - один из первых регионов, где мигрантам запретили работать в общественном транспорте.
- В Калуге в общественном транспорте мигрантов никогда не было. В Обнинске, других городах области - да, но не у нас. Так что этот запрет никак не повлиял на наше предприятие. Нехватка кадров есть - порядка 15 процентов. Впрочем, динамика трудоустройства водителей положительная. В этом году с февраля по настоящее время к нам пришли 126 водителей, уволились за этот же период 30 человек. Кто-то пошел добровольцем на СВО, кто-то - по семейным обстоятельствам, но нет таких, кого бы не устраивали условия труда. Я бы не называл это критичной текучкой кадров. Но с удовольствием принял бы еще порядка 100 человек, чтобы работа предприятия была без перегревов, - пояснил "РГ" директор МУП "Управление Калужского троллейбуса" Вадим Витьков.
Заметим, что именно с февраля "Управление Калужского троллейбуса" запустило массированную рекламу по приглашению водителей. Соответствующие ролики крутятся на экранах в салонах автобусов и троллейбусов, на всех каналах телевидения, есть и радиореклама... Словом, из каждого утюга калужан звали работать водителем общественного транспорта. Свою роль это сыграло, конечно. Но просто позвать людей на работу мало. По словам Вадима Витькова, решение кадровой проблемы лежит в двух плоскостях - это зарплата и условия труда.
Сегодня фактическая зарплата водителя в МУП "Управление Калужского троллейбуса" - в среднем 112 тысяч рублей в месяц. Это больше, чем среднемесячная зарплата по области (около 75 тысяч рублей). Правда, из-за нехватки водителей работать приходится чуть больше нормы (норматив - 179 часов в месяц) плюс выходить еще пару раз в выходные. Впрочем, вся переработка оплачивается.
- Конкуренция за кадры сейчас большая. Сегодня и оборонка хорошо платит. Ретейл: сортировщики, курьеры - предлагает быстрые деньги, оттягивая молодых людей. Мы не экономим ни на зарплате, ни на условиях труда, - говорит директор транспортного предприятия.
Помимо достойного заработка "Управление Калужского троллейбуса" предоставляет существенный соцпакет. Это и дополнительный отпуск, и компенсация расходов на обед, и материальная помощь, и много чего еще. Обучение на водителя троллейбуса бесплатное (20 тысяч рублей стипендия с предоставлением жилья в случае надобности), повышение категории вождения автобуса - тоже за счет фирмы.
- Человек на рабочем месте должен чувствовать себя достойно, - уверен Витьков. - Сейчас на конечных остановках ставим бытовки, где водитель может отдохнуть, поесть нормально - раньше в кабине обедали, а где еще? У нас сильный профсоюз, который следит за корпоративной культурой. Также немаловажный привлекающий фактор - новая техника. Со старыми автобусами не сравнить. Плюс удобства, включая кондиционер в кабине водителя. На такой технике работа в удовольствие.
И за каждого водителя на предприятии готовы бороться. По словам директора, это чистая прагматика: нет водителя - нет транспорта на улицах, не вышел автобус - нет выручки, нет выручки - не будет и водителей.