Если правительства Нижегородской, Ульяновской областей и Оренбуржья остаются в рамках утвержденного дефицита бюджета, то власти Башкирии уже потратили примерно на 2 млрд рублей больше, чем заложено в республиканском бюджете.
В целом по регионам Приволжского федерального округа на эту дату на счетах региональных властей сформирован достаточно солидный профицит в 83 млрд рублей. Основная его часть - это неиспользованные средства властей Татарстана. Там скопилась сумма в 73,5 млрд, эквивалентная 15 процентам годовых расходов. Другими словами, при равномерном использовании этих средств хватит почти на два месяца функционирования правительства республики.
Все бюджеты регионов Приволжья на текущий год сверстаны с дефицитом. Однако если в Татарстане и Удмуртии он чисто символический, менее процента расходов, то в Оренбургской области за счет дефицита планируется профинансировать более пятой части расходов. Также значительное долговое финансирование предусматривают бюджеты таких крупных регионов, как Нижегородская и Самарская области и Пермский край.
На 23 сентября правительства приволжских регионов собрали в свои бюджеты 1,8 трлн рублей из запланированных на 2024 год 2,55 трлн. Это вполне соответствует условной модели равномерных поступлений. Конечно, налоги приходят не изо дня в день, а достаточно неравномерно, но у многих регионов доходы уже заметно отстают от "календаря". Это говорит о том, что в ближайшее время многие субъекты, которые пока обходятся без долгового финансирования, должны будут прибегнуть, если уже не воспользовались, этим источником средств.
Так, власти Башкирии, по данным на 1 сентября, по сравнению с началом года уже увеличили долг перед федеральным Минфином на 9,45 млрд рублей. Правда, 3 млрд из этих средств направили на погашение обязательств по коммерческим процентным ставкам.
По состоянию на начало сентября, нарастило обязательства перед федеральными властями на 10,5 млрд рублей и правительство Нижегородской области. Но в этом случае пока речь идет в первую очередь о перераспределении долговой нагрузки с облигаций и банковских кредитов (-15,5 млрд рублей), на льготные займы от федерального бюджета. В целом долг региона пока даже ниже примерно на 5 млрд рублей, чем на начало года.
Власти приволжских регионов успели воспользоваться высокими поступлениями в первой половине года. Большинство из них сократили госдолг. На начало осени некоторые сделали это достаточно радикально. Марий Эл выплатила кредиторам 26 процентов задолженности. Небольшая республика погасила 3,2 млрд рублей. Оренбургская область, где общая долговая нагрузка также относительно невелика, выплатила кредиторам 4,86 млрд рублей.
Самое существенное абсолютное сокращение обязательств с начала года показала Самарская область. Она погасила 10,2 процента долгов, или 6,7 млрд рублей. Нужно отметить, что власти этого крупного региона проводят особую политику, в рамках которой явно откладывают платежи по части расходов на более позднее время. На 23 сентября там израсходовали только 53,4 процента запланированных в бюджете средств. Притом что в среднем по ПФО доля профинансированных расходных обязательств выше почти на 10 процентных пунктов.
Приволжье следует общефедеральным трендам первых восьми месяцев по сокращению региональных обязательств перед кредиторами. Но крупные территории с наиболее заметными дефицитами текущего года уже начали наращивать задолженность, констатирует экономист-аналитик Надежда Воробьева.
- Долговая нагрузка по отдельным регионам ПФО очень неоднородна. Если в Мордовии, Удмуртии и Ульяновской области госдолг - около половины запланированных доходов региональных бюджетов, то в Оренбуржье, Пермском крае и Марий Эл - меньше или равен 15 процентам. В любом случае при сравнении с другими странами это очень немного. Тем более в среднем по макрорегиону 83 процента - обязательства перед федеральным правительством с символическими или очень льготными расходами на обслуживание, - отмечает эксперт.
Она констатирует, что это дает возможность профинансировать запланированный дефицит в 254 млрд рублей за счет привлечения дополнительных заимствований. Однако возникает вопрос в источниках.
- Учитывая процентные ставки и ограниченный доступ к ресурсам фондирования, ситуация в России достаточно сложная, - констатирует на основе расчетов финансовый эксперт Павел Рябов.
Исходя из его оценок, возможны и проблемы с опосредованным привлечением средств через займы у Минфина РФ. Федеральный бюджет текущего года также сверстан с дефицитом.
- В России самый низкий долг не только среди крупных стран, но и вообще среди всех стран - всего 21,2 процента к ВВП, но проблема не в величине долга, а в отсутствии доступа к внешнему фондированию, - считает специалист по глобальным финансам.
Именно в таких условиях сейчас идет формирование региональных бюджетов на 2025 год. .