На первом этапе специалисты разработают проект планировки и межевания территории на участке протяженностью восемь километров - от селения Урвань до улицы Шогенова в юго-восточной части Нальчика. Эта дорога ведет к больничному городку в микрорайоне "Дубки" и станет маленькой частью кольца.
Как считают власти республики, после окончания строительства в столице региона кардинально изменится ситуация с загруженностью дорог. В часы пик в Нальчике вырастают большие пробки, на которые жалуются автомобилисты и пассажиры общественного транспорта. Улицы города довольно узкие, и расширять их практически некуда. НКАД должна создать оптимальные условия для движения по городу и республике в целом.
- Новая дорога поможет решить проблему загруженности центра города, более эффективно распределив транспортные потоки, особенно транзитные. Это снизит нагрузку на центральные магистрали и уменьшит количество пробок, - отметили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства КБР.
Планируется, что объезд Нальчика будет осуществляться по территории Чегемского, Черекского и Урванского районов, а также существующих обходных дорог региональной столицы. Предварительно протяженность кольца составит около 100 километров.
Судя по примерной карте НКАД, которую разместили на официальном сайте правительства Кабардино-Балкарии, сейчас из нужных для опоясывания города дорог в наличии около половины. Остальные предстоит строить с нуля, в том числе по сложному рельефу южнее Нальчика. Также для кольцевой потребуются новые мосты через реку Чегем и Нальчик, а на западе от столицы региона придется, помимо строительства магистрали, расширять существующие трассы.
Особенно сложным выглядит западный участок кольцевой, который пройдет через или вблизи населенных пунктов Лечинкай, Каменка, Звездный и Белая Речка. На пути будут реки Нальчик, Шалушка, Кенже, Мемаджеко, Хамотык, Хамочхамзако, Каменка, Чеико и Чегем.
При выборе окончательного маршрута Нальчикской кольцевой автодороги учтут ландшафт, существующие региональные и федеральные трассы, лесные дороги, имеющиеся и планируемые объекты агропромышленного комплекса, природоохранные, водоохранные требования, рекреационные перспективы и перспективы расширения городской агломерации.
Среди основных проблем строительства подобных кольцевых дорог - большие временные затраты на выкуп земельных участков. Но насколько именно, до того, как будет готова точная карта, сказать сложно.
Опрошенные корреспондентом "РГ" эксперты сошлись во мнении, что строительство кольцевой положительно скажется на городской экологии и уровне шума, а для Нальчика это особенно важно, ведь здесь находится несколько санаториев и пансионатов.
"Кольцевая автодорога создаст дополнительные возможности для развития туристического кластера, повышения инвестиционной привлекательности региона и его промышленного потенциала. Все вместе это может поспособствовать улучшению социально-экономического состояния КБР", - считают в профильном министерстве.
Ожидается, что проект НКАД утвердят до конца 2025 года. Только после этого можно будет начать его разработку на местности и непосредственно строительство.
Проблему с пробками в Нальчике решают и более локальными способами, например в 2023 году открыли новую транспортную развязку на двухкилометровом участке улицы Мовсисяна на востоке города. Она позволила соединить федеральные и региональные сети дорог и три микрорайона республиканской столицы - Александровку, Искож и Стрелку.
В конце сентября стало известно, что в пригороде Нальчика начали реализацию еще одного крупного дорожного проекта. Новая трасса протяженностью 4,5 километра соединит населенные пункты Кенже и Шалушка. Она перераспределит транспортные потоки, увеличив пропускную способность других участков дорог, в особенности федеральной трассы Р-217 "Кавказ" на въезде в Нальчик. .
Кстати
Первого ноября в Нальчике планируют открыть новый транспортно-пересадочный узел. Его строят на улице Пачева на месте бывшего автовокзала N 2, который в прошлом году снесли. Здание находилось в аварийном состоянии.
Городские власти пообещали, что здесь появятся комфортабельные остановочные павильоны с указанием маршрутов, местами для посадки и высадки пассажиров. Привычная схема движения маршрутов при этом сохранится.