В середине сентября Владимиров провел традиционную "прямую линию" и ответил на вопросы жителей региона. Один из них касался судьбы когда-то перспективного, а теперь закрывшегося предприятия "Ставрополь-Авто" в Михайловске. Глава края заявил, что регион может выкупить активы завода, но заплатить бюджет готов только около миллиарда рублей в рассрочку. Здесь предполагается создать региональный индустриальный парк наподобие СКИП "Мастер".
По его словам, автозавод до сих пор проходит процедуру санации в Промсвязьбанке, который выставил предприятие на продажу. Первые торги должны были пройти в мае 2024 года, но не состоялись из-за отсутствия заявок. В октябре огромное производство вблизи Ставрополя планируют снова выставить на аукцион.
- Сразу хочу всем предполагаемым инвесторам сказать: мы никогда не поменяем назначение этого здания, имею в виду как производственного актива. Все хотят его снести, построить на этом месте жилой или торговый комплекс. Давайте не будем друг друга обманывать: жилье строить на месте "Ставрополь-Авто" мы не дадим, а промышленный парк без усилий власти там создать невозможно, - подчеркнул губернатор.
Уже на следующий день после "прямой линии" на эту тему высказался министр энергетики, промышленности и связи Ставрополья Иван Ковалев. Он рассказал, что возможность создания индустриального парка на территории автозавода сейчас прорабатывается.
- Потребность в нем большая. Если говорить простым языком, стоит очередь из предприятий, инвесторов, которые готовы там работать. Поэтому мы поддерживаем это предложение, - рассказал глава краевого минпрома.
При этом сумма выкупа предприятия в один миллиард рублей далека от пожеланий продавца. Завод пытались продать даже на российских маркетплейсах, и цена превышала 10 миллиардов рублей. Однако инвесторам, которые захотят реализовать здесь проекты, понадобится поддержка региона в плане создания дополнительной инфраструктуры.
Индустриальный парк, особенно вблизи столицы края, Ставрополью действительно нужен. Площади работающего СКИП "Мастер" полностью заняты. В середине лета промышленную площадку с рабочим визитом посетил зампред правительства России Александр Новак, и на встрече с руководством обсуждался вопрос о подготовке дополнительных производственных помещений.
Новаку объяснили, что многие компании уже сегодня испытывают потребность в расширении. По итогам этой встречи было решено проработать механизм софинансирования строительства нового производственного корпуса со стороны государства. Кстати, дефицит производственных площадей в СКИП "Мастер" оценили более чем в 20 тысяч квадратных метров.
По словам исполнительного директора Ассоциации индустриальных парков (АИП) России Дениса Журавского, спрос на готовые промышленные помещения в стране превышает предложения и связано это с бурными изменениями в экономике и процессом локализации производств.
- В 2022-2023 годах были заняты практически все свободные площади в индустриальных парках. В этом году члены АИП иногда даже не успевали вводить в эксплуатацию помещения, они контрактуют территории в аренду или в собственность резидентов уже на этапе строительства, - отметил Журавский.
Если сначала индустриальные парки массово появлялись в Центральной России, то сейчас бум наблюдается именно на юге страны.
- Создание промпарков - очень перспективно. И, я думаю, останется таким на ближайшие десятилетия. Можно сказать, что юг России отличается формированием новых индустриальных парков в разных отраслях экономики, таких как туризм, транспорт и логистика. При этом недооцененными остаются инновационные технологии и производство экологически чистых продуктов, - отметил вице-президент по производству СК Dogma Артем Колесников.
Амбициозный проект создания производства автомобилей в Ставропольском крае начали реализовывать в 2010-х годах. Завод открыли в 2017-м и планировали выпускать около 10 тысяч автомобилей в год. Однако в итоге с конвейера сошли лишь 2,5 тысячи китайских внедорожников Great Wall Hover H3 и H5 под брендом DW Hower, а их продажи на российском рынке оказались провальными. Линию вскоре остановили и начали искать другие варианты, вплоть до выпуска малотоннажных грузовиков, но безуспешно.
Еще в сентябре 2019 года сообщалось, что власти Ставрополья хотят перепрофилировать завод, чтобы тот не простаивал. В идеале он должен был стать технопарком. Однако за пять лет так ничего и не изменилось. Помещения пустуют. В мае 2024 года Владимир Владимиров в своем ежегодном послании рассказал о планах перезагрузить производственные площадки.