Утильсбор в моменте повышается в среднем на один-два миллиона рублей на разные категории грузовой техники и шасси, что спровоцирует клиентов перенести закупки с конца года на осень. Дополнительным триггером станет реклама, нацеленная на эту "упущенную выгоду". Параллельно мы будем наблюдать попытку импортеров и отдельных поставщиков "запрыгнуть в последний вагон" и привезти технику впрок по старым ставкам, о чем уже свидетельствует перегруженность погранпереходов. Это, в свою очередь, в последующем создаст причины для обрушения ценообразования, которое может проявиться сразу после завершения сентябрьского всплеска.
Финансовые последствия этой истории для импортеров будут серьезными. В частности, для тех, кто не успеет реализовать свой товар на этом ажиотаже. Синхронность подписания повышения утильсбора с очередной индексацией ключевой ставки (которое датируется 13.09.2024) символизирует совпадение негативных сценариев как для бизнеса дилеров, так и покупателей. При этом прогноз дальнейшего повышения ставки будет дополнительно подливать масла в огонь, как только "тяга" по сделкам пропадет. А тяга пропадет и не может не пропасть с текущими экономическими условиями по лизингу и кредитованию в принципе. То есть просто многие клиенты откажутся от закупок. Это краткосрочные последствия.
В более долгосрочной перспективе, по нашему мнению, рынок тяжелой грузовой техники (грузоподъемностью свыше 16 тонн) закончит 2024 год с результатом в сто тысяч единиц. Далее, в случае отсутствия изменений в экономической политике и продолжающемся тренде на "охлаждения спроса", мы получим рецессию и закономерный спад с возвращением объема рынка к допандемийным реалиям в 65-75 тысяч единиц тяжелой техники в год.
Перспективы рынка среднетоннажной и легкой коммерческой техники выглядят более оптимистичным за счет кратного роста сегмента e-commerce. Что касается ценовой политики - утильсбор отразится на ценообразовании лишь частично, так как по-настоящему крупные импортные производители техники, которые сегодня получили хорошие позиции на российском рынке, в состоянии компенсировать часть этих издержек для дилеров и покупателей, чтобы не проиграть свою долю рынка. То есть их продукция не подорожает ровно пропорционально изменениям утильсбора - по таким брендам возможно рост составит 30-50 процентов от индексации утильсбора.
В арсенале китайских производителей также есть дешевое товарное кредитование дистрибьютеров и импортеров, в отличие от реалий кредитной нагрузки, в которой находится отечественный автопром, ради защиты которого и проводятся все изменения. И который в итоге, возможно, еще и проиндексирует цены быстрее импортных конкурентов.
Таким образом, на выходе точно проиграет потребитель, если говорить об инфляции, которой не получится избежать такими методами. Но возможно данная целенаправленная политика правительства действительно ускорит локализацию или спровоцирует открытие производств для сильных эффективных производителей, способных выдерживать конкуренцию и без субсидий.