Падение продаж автомобилей после повышения утильсбора не будет критичным

Первого октября в России увеличился утилизационный сбор. Налог на новые легковые автомобили с двигателем от одного до двух литров вырос до 556,2 тысячи и 963,8 тысячи рублей. До изменений взнос составлял 300,6 тысячи и 528,8 тысячи рублей. На машины с двигателем от двух до более трех литров платеж возрастет до 1,56-2,28 миллиона рублей. Это один из этапов индексации: налог повысится также в 2025 и 2030 годах. В 2023 году новости о повышении утильсбора сильно всколыхнули спрос. В этот раз эксперты не замечают такого же всплеска. Тем не менее ожидается, что динамика рынка останется положительной.

В 2021 году в России было продано 1,5 миллиона новых машин. В 2022 году объем реализации упал в 2,5 раза. В 2023 году рынок частично восстановился, и продажи достигли миллиона рублей. В 2024 году такое количество штук было продано только за восемь месяцев. Это на 65 процентов больше по отношению к прошлому году, следует из презентации агентства "Автостат", представленной в ходе конвенции Российских автомобильных дилеров. По словам директора по развитию "Автостата" Данила Пивоварова, самыми емкими периодами за последние несколько лет оказывались месяцы, когда обсуждалось повышение утильсбора. Такая реакция рынка прослеживается и в данных онлайн-площадки "Авито Авто".

-В 2023 году новости об утильсборе довольно сильно повлияли на спрос, люди активно делали запросы. Но это не всегда приводило к росту регистраций, поскольку люди просто пытались сориентироваться в ситуации. В последние два месяца вновь пошли бурные обсуждения утильсбора, и мы опять видим рост спроса. Но так как сам по себе процесс не новый, этот всплеск не такой, как в прошлом году, - замечает директор по развитию сегмента автодилеров "Авито Авто" Антон Воронов.

Количество регистраций за июль 2024 года выросло на 24 процента. А прирост спроса к январю 2023 года составляет 10 процентов. По словам эксперта, это говорит о том, что рынок пришел к равновесной точке, когда потребительский интерес стабилизировался после перестановки на рынке и занятия китайскими марками значительной его доли.

До февраля 2022 года китайские бренды составляли менее 10 процентов российского рынка. На текущий момент они достигли доли в 60 процентов. За восемь месяцев 2024 года марки Haval и Geely нарастили продажи в два раза. Chery, развивающая собственную линейку суббрендов - в 1,4 раза. Например, среди марок, принадлежащих автокомпании, есть Jetour, продажи которой выросли в 10,7 раза. Пятеркой лидеров по продажам за этот же период стали стали Exeed, Changan, Сhery, Geely и Haval. В начале 2022 года они занимали девять процентов рынка, а в 2023-2024 годах их доля достигла практически 45 процентов.

- До конца года выйдет порядка 60 новых моделей китайских марок. В действительности нам представят где-то 60 процентов или половину объявленных моделей. Но все же столько новых машин за такой короткий промежуток времени не выходило давно, - говорит Данил Пивоваров.

Решение повысить ставки утильсбора формально принято для локализации производства в России. Однако министерство торговли Китая на встрече с представителями местных автоконцернов настоятельно рекомендовало воздержаться от инвестиций в сборочные производства на внешних рынках, включая Россию.

- Очевидно, что решение о повышении утильсбора принято с целью развития отечественного автопрома и пополнения казны. При этом, если собрать больше денег с граждан при покупке автомобиля точно получится, то в перспективы развития российских автобрендов за счет повышения утиля верится с трудом, - считает управляющий директор компании FRANK AUTO Ирина Франк.

Эксперт полагает, что увеличение платежей приведет к росту стоимости новых и подержанных автомобилей. Если сейчас наблюдается рост рынка, поскольку люди спешат приобрести авто на выгодных условиях, то в ближайшей перспективе продажи замедлятся. Этому также способствуют повышение ключевой ставки Центральным банком и ужесточение условий кредитования. Результатом станет возрастание доли потенциальных покупателей, которым откажут в кредите на машину, прогнозирует Франк.

По словам экспертов, сдержать цены на автомобили в условиях повышения утильсбора будет сложно, но автодилеры постараются привлекать покупателей скидками и распродажами, чтобы разгрузить склады. Власти же собираются поддерживать российский авторетейл с помощью программ льготного автокредитования и автолизинга.

Тем не менее хоть потребительский интерес и замедлится в первой половине года, он восстановится в будущем, когда потенциальные покупатели свыкнутся с мыслью, что купить авто можно только по новым правилам, предполагает Ирина Франк.

Такую версию развития событий подтверждают и прогнозы "Автостата". По данным агентства, базовый сценарий продаж новых авто в России по итогам 2024 года составит 1,54-1,55 миллиона машин, а оптимистичный - 1,6 миллиона штук, что уже выше уровня 2021 года.

Между тем

В ситуации роста цен люди стараются как можно дольше обслуживать свои автомобили. По данным "Автостата", в 2010-2011 годах срок владения автомобилями массового сегмента составлял около четырех лет. Самый массовый представитель, Lada россияне держали в собственности не менее пяти лет. Сегодня срок эксплуатации моделей данной марки одним владельцем достиг восьми лет.