В правительстве региона заявили, что такими темпами перевалка грузов через Архангельский порт вернется к досанкционным значениям за три-четыре ближайших года. Тем не менее сейчас мощности порта используются только наполовину. Даже с учетом того, что из Архангельска начали отправлять российские удобрения в страны Африки и Южной Америки, а между Китаем и столицей Поморья стартовал "Арктический экспресс N 1" по доставке товаров с использованием трассы СМП.
Во время правительственного часа, прошедшего в Архангельском областном собрании депутатов, власти региона уточнили: хотя потенциальная мощность архангельского транспортного узла составляет сегодня одиннадцать миллионов тонн в год, столица Поморья "закрывает" лишь шесть.
Увеличить архангельский транзит призван дальнейший рост экспорта и импорта на Восток и обратно. Сейчас в столицу Поморья российские товары поступают по железной дороге с логистической станции Подмосковья Белый Раст, затем контейнеры грузятся на корабли китайской судоходной компании и далее следуют по Северному морскому пути до Шанхая. Для России и Китая это взаимовыгодный проект, так как сроки доставки товаров сокращаются более чем в два раза. В 2024-м таким образом будут проведены десять рейсов, последние - в октябре. А в 2025-м "Арктический экспресс" увеличит количество судов на регулярной контейнерной линии еще в полтора раза.
Помогут и новые договоренности с Республикой Беларусь, которая намерена экспортировать свои товары через столицу Поморья. Отметим, что общий объем экспорта республики оценивается в 20 миллионов тонн в год - часть пойдет через Архангельск.
Но кардинально увеличить грузооборот (на 19 миллионов тонн в год) Архангельску поможет только строительство глубоководного района морского порта, без которого о будущем транспортного узла Поморья говорить невозможно. Напомним: проект сделает навигацию круглогодичной и доступной для крупных судов с большой осадкой. Недавно власти назвали новую дату начала строительства - она намечена на временной отрезок с 2026 по 2031 год.
- Сейчас ведется разработка инвестиционного предложения и инвестиционной декларации, без которых невозможно перейти к практическим шагам, - рассказала министр экономического развития и промышленности Архангельской области Евгения Шелюк.
Но масштабный проект еще впереди, а сегодня региону приходится совершать "подход к снаряду" на действующей инфраструктуре. Так, чтобы расшить наиболее узкие места в перевалке грузов с железнодорожных путей на суда, в столице Поморья пришлось заново осваивать уже забытые технологии. В администрации архангельского порта уточнили, что речь идет об оборотных контейнерных поездах: "В среднем на обслуживание каждого контейнерного поезда у нас уходят сутки. В ближайшее время планируем обратиться в РЖД за согласованием отправки из терминала двух поездов в сутки - это существенно добавит процессу скорости и маневренности".
Кстати, принимать крупные суда сможет не только глубоководный порт - в акватории Архангельска планируется провести дноуглубительные работы. Они будут проходить от приемного буя в Белом море до причалов терминала "Экономия" - в итоге подходной канал сможет принимать суда с осадкой более 11 метров.
Одной из барьерных зон "Арктического экспресса" остается и архангельская грузовая станция Соломбалка, которую необходимо автоматизировать - проект входит в инвестиционную программу РЖД (ранее сообщалось, что модернизация запланирована с 2024 по 2027 год). Кроме того, отправку грузов из Архангельска затрудняют узкие подъездные пути к порту, ведущие от Маймаксанского шоссе: в пиковые часы они буквально загружены фурами. Требуют ремонта и мостовые переходы. Регион планирует передать эти дороги в федеральную собственность или привлечь средства федерального бюджета. Не остался за бортом и проект нового моста через Кузнечевский рукав Северной Двины в Архангельске - предпроектные расчеты строительства нацелены на привлечение частного бизнеса с заключением концессионного соглашения.
Тем временем рост объема перевалок по СМП прогнозируется и за счет экспорта продукции лесопромышленного комплекса, которая с "рельсовой" дороги начинает постепенно переходить на морскую. Это решение обосновано нехваткой вагонов и увеличением длительности прямых железнодорожных перевозок с Запада в восточном направлении: из-за непредсказуемости "сухопутной дороги" бизнес снова подсчитывает упущенную выгоду. Неслучайно лесопромышленники начали отправлять по Северному морскому пути на Восток пиломатериалы, бумагу, картон и целлюлозу.
- Для этого у представителей ЛПК есть два инструмента. Первый - субсидируемые при поддержке Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики каботажные перевозки. А второй - прямая китайская контейнерная линия, запущенная в 2023 году и значительно нарастившая свои масштабы в 2024-м, - рассказала Евгения Шелюк. - Если в прошлом году был один рейс, то в этом году - десять экспортно-импортных рейсов (пять в одну сторону и пять в обратную). В следующем году объем этих перевозок планируется нарастить еще на 50 процентов.
Тем временем депутаты областного собрания Поморья на состоявшейся недавно сессии регионального парламента предложили правительству региона разработать стимулирующую государственную поддержку стивидорных компаний, занимающихся отправкой грузов из Архангельска по СМП.
Субсидируемые Минвостокразвития каботажные рейсы по Севморпути имеют стопроцентную загрузку и пользуются высоким спросом на фоне привлекательных льготных тарифов и перегруженности железнодорожной инфраструктуры. По словам министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, всего запущено восемь субсидируемых каботажных рейсов, а три стартовали в этом году. Субсидируемые рейсы проходят через все ключевые порты СМП.