Дорожные камеры научились выявлять автомобили с намеренно скрытыми номерами

Авто со скрытыми госномерами смогут вычислять умные камеры. Ространснадзор запускает пилотный проект, который позволит выявить нарушителей на дорогах с помощью средств видеофиксации, даже если номер машины намеренно скрыт или случайно испачкан. Впрочем, такая история уже работает на платных дорогах.
Камеры для грузовиков и автобусов перенастроят на новый лад. Вплоть до выявления скрытых номеров.
Камеры для грузовиков и автобусов перенастроят на новый лад. Вплоть до выявления скрытых номеров. / Александр Корольков/РГ

Также будут выявляться факты перевозки с неоплаченными административными штрафами Ространснадзора, Госавтоинспекции и таможенной службы. Под выявление нарушений попадут в том числе международные перевозчики и автобусы, которых нет в реестре транспортных средств с лицензией.

"Технологию протестируют в Центральном, Приволжском, Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах. На первом этапе определят технические требования к камерам, условия их размещения. Результат послужит основанием для изменения законодательства", - говорится в сообщении минтранса.

Эксперимент начнется с того, что будут определены технические требования к камерам, условия их размещения.

Если эксперимент будет признан успешным, его результаты послужат основанием для изменения законодательства.

Сокрытие номера совсем скоро станет поводом лишить водителя прав на полтора года. Госдума приняла закон, которым вводится такое наказание для водителей автомобилей с измененными или скрытыми номерными знаками. Сейчас нарушителю грозит штраф в размере пяти тысяч рублей, а лишение прав предусмотрено на срок от одного до трех месяцев.

Сокрытие номера скоро станет поводом лишить водителя прав на полтора года. Госдума приняла закон, которым вводится такое наказание для водителей

Но как вычислить водителя с такими номерами? Удивительно, но на платных магистралях давно функционирует такая возможность. Штраф за проезд без оплаты. Причем выносит его именно Ространснадзор. А информацию о нарушителях предоставляют установщики камер, с которыми заключены концессионные соглашения.

Вынести штраф за неоплату проезда после появления платных дорог было довольно сложно. Сначала не было статьи в Кодексе об административных правонарушениях. Потом не было внятных оснований для того, чтобы эту статью применять. Надо отметить, бесплатно по платным дорогам пытаются проехать не только там, где установлен "Свободный поток", но даже там, где установлены шлагбаумы. Наиболее частый случай, когда "заяц" пристраивается в хвост к впереди идущему автомобилю, водитель которого оплачивает проезд. Как в метро. Проскочить за впереди идущим пассажиром. Хотя зачастую даже шлагбаумы сносят.

Поэтому перед шлабаумами поставили светофоры. Тут водителя можно было привлечь именно за проезд на красный сигнал светофора. А на дорогах с системой "Свободный поток" - ЦКАД, М12 - нет ни шлагбаумов, ни светофоров. Катись как и куда хочешь. Заплатить потом не забудь.

Но демократичность "Свободного потока" превратилась в то, что за проезд мало кто платит. Закрывать номера, устанавливать устройства, которые их скрывают, забрызгивать знаки пеной и грязью в Москве и области - опасно. А на платной дороге можно. Вдруг не поймают. Тем более что гаишников на трассе нет.

Поэтому была разработана система, которая может распознавать машины, у которых номера скрыты.

Так, по словам заместителя генерального директора ГК "Урбантех" Александра Домбровского, большинство современных комплексов фотовидеофиксации уже умеют распознавать транспортные средства без государственных регистрационных знаков.

- Мы можем это делать, в том числе и на безрадарных комплексах, - поясняет Александр Домбровский. - Нейросеть в нашем оборудовании определяет транспортное средство и, если не находит на нем госномер, она это обозначает и все равно отправляет фотографию автомобиля в "Паутину" даже без регистрационного знака: в определенном месте и в определенное время проехал автомобиль с пустыми символами. Мы уже проводили успешный пилотный проект на платной трассе, где применяется технология взимания платы Free flow "Свободный поток" и проезд оплачивается постфактум через специализированный сайт. Для этого мы фотографировали автомобиль с госномером и без него, нейросеть определяла его как одно и то же транспортное средство. Далее в ходе пилота мы брали камеру, которая расположена сразу за платным участком, и камеру, которая установлена на отдалении от него. В результате нам удалось обнаружить автомобилистов, которые под первой камерой проезжали без госномера, а под второй камерой госномера уже были на месте. То есть умышленно скрывали знаки. В случае запроса от региональных властей мы готовы технически внедрить систему распознавания автомобилей без госномеров в наши комплексы фотовидеофиксации.

Довольно широкий спектр возможностей для камер предоставляет Ространснадзор. Насколько точно искуственный интеллект будет выявлять машины со скрытыми номерами - не понятно. Таких машин точно такой же марки, модели, цвета на одной дороге могут быть сотни. Как установить, кто из них нарушитель? Грузовиков и автобусов в сотни раз меньше. И тут история проще. Но вопросы остаются. А как будут урегулироваться случаи, когда высокоинтеллектуальная система ошиблась?

Сейчас интеллектуальные камеры выявляют, что человек в машине не пристегнут или водитель разговаривает по телефону. Однако жалоб на такие штрафы огромное количество.

Искусственный интеллект не всегда распознает ремень в темное время суток, особенно, если у водителя куртка под цвет ремня. Он может перепутать пачку сигарет со смартфоном или мобильником. В общем, проблем с ним много.