Воткинский завод. Работаем с 1759 года

Уникальная история на протяжении 265 лет
Фасад исторического здания заводоуправления украсил пятый орден предприятия - "За доблестный труд"
Фасад исторического здания заводоуправления украсил пятый орден предприятия - "За доблестный труд" / АО "Воткинский завод"

Что общего между Андреевским мостом в Москве, шпилем собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге и Петром Ильичом Чайковским? Их объединяет Воткинский завод.

Колыбель гения

Будущий великий композитор родился в семье Ильи Петровича Чайковского, горного начальника (по сегодняшним меркам - генерального директора) завода с 1837 по 1848 годы.

Именно при Илье Петровиче завод из железоделательного, каким он был со своего основания в 1759 году, реорганизован в машиностроительный.

У исследователей практически нет сомнений, что замысел балета "Лебединое озеро" зародился у Петра Ильича под влиянием детских воспоминаний о заводском пруде. Любопытно, что лебедей на водоеме не видели довольно давно, но в последние годы они стали вновь наведываться в эти живописные места.

Крупнейшая на Урале

Завод родился среди дремучих лесов в месте слияния рек Вотки, Шаркана и Березовки. Эту, как сегодня говорят, локацию выбрал Алексей Степанович Москвин, нанятый графом Петром Ивановичем Шуваловым, владельцем будущего завода. Территория была удобна близостью водных путей - прежде всего реки Камы, по которой удобно доставлять чугун с месторождения горы Благодать, обилием лесов, уголь из древесины которых служил основным видом топлива при выделке железа, и водными запасами рек для создания пруда и организации водного привода первого оборудования нового завода - кричных молотов.

По сей день плотина - крупнейшая на Урале, а пруд остается источником водоснабжения для города Воткинска, выросшего вокруг завода, является предметом гордости для жителей и восторга - для гостей.

За 265 лет плотина, вернее - гидротехническое сооружение, через которое производится сток воды, подвергалось капитальному ремонту лишь однажды - после Великой Отечественной войны. Тогда сваи из лиственницы, без малого два века честно служившие ее основой, заменили железобетонными.

Шпиль и якорь

Шпиль собора Петра и Павла был изготовлен мастеровыми предприятия в 1858 году по указанию императора Александра II. Будучи цесаревичем, 19-летним он посетил завод, подробно ознакомился со всеми производствами, а также собственноручно "изволил ковать" один из морских якорей. Воткинским заводом, удаленным от ближайшего моря более чем на тысячу километров, на протяжении почти ста лет выпускались якоря исключительного качества для речных и морских судов. Великий флотоводец Павел Степанович Нахимов признавал их одними из лучших.

Если же вернуться к истории "императорского" якоря, то надо отметить, что по распоряжению императора Николая I уникальное изделие было оставлено на заводе. Якорь торжественно установили в качестве памятника об историческом визите на заводской плотине.

Генеральный директор АО "Воткинский завод" Игорь Юрьевич Чурбанов. Фото: АО "Воткинский завод"

В послереволюционные годы памятник был разрушен, но к 200-летию завода восстановлен. В 2014 году его воссоздали в виде, близком к оригиналу, и теперь он встречает каждого приезжающего в Воткинск при въезде на плотину пруда.

Парадоксы завода

В 1847 году, в пору руководства заводом Ильей Петровичем Чайковским, началось возведение судостроительной верфи. Но прежде состоялся примечательный диалог между горным начальником и главным начальником уральских заводов Владимиром Андреевичем Глинкой. На поручение высокого руководителя "сделать соображение" о возможности строить на заводе железные пароходы Илья Петрович уверенно ответил: "Для исполнения оного нет ничего невозможного". С тех пор этот ответ стал негласным девизом воткинских мастеровых.

Год спустя был собран первый отечественный полностью железный пароход "Астрабад", предназначенный для пассажирских перевозок не только по рекам, но и по Каспийскому морю. За следующие примерно 80 лет завод построил 400 судов различного водоизмещения, включая морскую нефтеналивную шхуну "Президент Крюгер". В те времена большую часть Каспийской флотилии, а также судов военного порта Кронштадта составляли изделия воткинских мастеровых.

Еще одним парадоксом является то, что в 1868 году завод одним из первых в России начал выпускать магистральные паровозы широкой колеи. При этом железнодорожная ветка появилась лишь 28 лет спустя. Она связала завод с пристанью на Каме. До этого времени паровозы грузили на заводе на баржи и сплавляли заказчикам по рекам.

Романтика рельсовых строк

Символом процветания России конца XIX - начала ХХ веков стала Великая Сибирская железная дорога (Транссибирская железнодорожная магистраль), воплощавшая в себе все предыдущие хозяйственные достижения страны. Дорога протяженностью 7416 километров в основном построена всего лишь за 10 лет. Кроме того, в стране ежегодно прокладывалось примерно 2000m километров дорог. Воткинский завод был активным участником русского экономического бума. Подсчитано, что по длине построенных железнодорожных мостов в 1915 году он вышел на первое место в России.

Мостостроение получило развитие на Воткинском заводе в конце XIX века. Изготовление мостовых ферм с установкой их на месте началось в 1891 году. Большинство мостов Транссиба построено воткинскими рабочими, в том числе мосты через Каму в Перми, через Иртыш в Омске, через Обь в Новосибирске и через Амур в Хабаровске.

Пушки Победы

После трагических событий революции и Гражданской войны завод был законсервирован на несколько лет. Планировалась его ликвидация. На защиту встали рабочие, которые смогли дойти до председателя Центрального исполнительного комитета СССР Михаила Ивановича Калинина и убедить, что завод может и должен приносить пользу стране.

В результате в 1931 году на заводе первым в стране освоен выпуск экскаваторов с объемом ковша 1,5 кубометра, а также золотодобывающих драг, железнодорожных и плавучих кранов. С 1938 года здесь начинается освоение выпуска артиллерийских орудий.

С началом Великой Отечественной войны получен приказ всего за три месяца организовать крупносерийное изготовление 45-мм противотанковых пушек 2243-А. Для организации поточных линий было на десять дней остановлено производство. Переставлено около 1000 станков. Это позволило впоследствии наверстать отставание от программы выпуска и выполнить задания Государственного Комитета Обороны.

В то же время город и завод приняли работников с семьями и оборудование пяти крупных заводов: киевского "Арсенала", подмосковного завода имени Калинина, ленинградского "Большевика", Новочеркасского завода имени Буденного, сталинградских "Баррикад".

В годы войны на Воткинском заводе изготовлено более 52 тысяч артиллерийских орудий. Каждая девятая советская пушка на полях сражений была воткинского производства. За вклад в Победу коллектив предприятия в 1945 году отмечен высшей государственной наградой - орденом Ленина.

На реактивной тяге

По окончании войны Воткинский завод еще более десяти лет продолжал выпускать артиллерийские системы, параллельно осваивая продукцию промышленного назначения. Его дальнейшую стратегическую судьбу определил заместитель председателя Совета Министров СССР Дмитрий Федорович Устинов. Не раз бывавший на предприятии в годы войны, он хорошо знал его возможности, технический и человеческий потенциал.

31 декабря 1957 года было подписано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале производства здесь жидкостных оперативно-тактических ракет 8А61, разработанных в ОКБ Сергея Павловича Королева коллективом конструкторов под руководством Виктора Петровича Макеева. 28 декабря 1958-го контрольная ракета из первой серии, изготовленной на заводе, совершила успешный испытательный полет. С тех пор начался отсчет истории предприятия-ракетостроителя.

Выстоять, выдержать, выполнить

Сегодня завод со всей страной проходит проверку на прочность, устойчивость, умение находить нестандартные решения задач любого уровня.

В 2022 году от государства получено задание в сжатые сроки увеличить объемы выпуска наиболее востребованной продукции. Для выполнения задач был разработан план увеличения производственных мощностей. В соответствии с ним построены пять новых корпусов, реконструированы и отремонтированы два десятка действующих. Было приобретено и запущено в строй около 7000 единиц оборудования. Работа велась в условиях действующего производства, выполняющего госзаказ. Можно представить, какая концентрация сил потребовалась от всех служб предприятия. Но коллектив Воткинского завода справился с поставленными задачами. Государственный заказ выполняется в установленные сроки и с должным качеством.

Справка

Около 17 миллиардов рублей направлено на мероприятия по расширению производства в 2023-2024 годах.

Почти в 3 раза вырос объем производства в 2024 году в сравнении с 2020-м.

От 54% до 90% составил рост среднемесячной зарплаты на предприятии по различным категориям работников.

588 млн рублей - объем расходов социального характера за 2024 год. Это в 3,3 раза выше, чем пять лет назад.

Наградной лист

Указом президента России за большие заслуги в укреплении и развитии оборонного потенциала Российской Федерации Акционерное общество "Воткинский завод" награждено орденом "За доблестный труд".

В советское время за вклад в обеспечение обороноспособности страны завод был награжден двумя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени.


Реклама, АО "Воткинский завод" , ИНН 1828020110
erid: F7NfYUJCUneP2WUL2tTk