Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр выступил в Москве
Юрий Башмет осваивает новые музыкальные вершины. Много лет с большим успехом выступает Российский национальный молодежный оркестр. А белорусско-российский - это новый проект, внесший свежую нотку в культурную жизнь стран.
"Я очень рад, что этот проект становится традицией, - отметил художественный руководитель и главный дирижер коллектива Юрий Башмет. - Это лишь второе выступление оркестра, поэтому я уверен, что впереди будет третье, пятое и так далее. С белорусами у нас единое музыкальное мышление, особый общий менталитет. Нашей сверхзадачей стала ротация участников, сейчас перед вами выступит новый состав. Молодежь подрастает, и им нужно давать возможность общаться, в том числе, благодаря великой музыке. Оркестр, конечно, сборный, поэтому за несколько репетиций невозможно добиться идеального качества, но они молодые, поэтому очень стараются. Главная цель - объединяющая всех музыка, честность и вкус. Главное, что мы всегда были вместе и будем".
Представленная "трудная" программа, тем не менее оказавшаяся "по зубам" для молодого коллектива, состояла из довольно популярных сочинений, что только усложнило задачу - слушатель может не простить ошибок. Открывшие концерт "Половецкие пляски" Александра Бородина из оперы "Князь Игорь" с первых нот показали публике уровень артистов не только технический, но и артистический. Музыкальный коллаж Бородина является некой "лакмусовой бумажкой", раскрывающий оркестр в полной мере со всех сторон - от нежной лирической песни до варварской свирепой пляски половцев.
В тандеме оркестр показал себя не менее профессионально: с оркестром в Москве выступил пианист Алексей Мельников (лауреат III премии Международного конкурса им. П. И. Чайковского (2019). Под управлением дирижера Фредди Кадена третий концерт Рахманинова прозвучал очень свежо. Порадовал взгляд молодых ребят, но лирические эпизоды моментами казались наивными, а туттийное буйство красок было по-юношески прямолейным. Филигранная игра Мельникова отличалась простодушием и легкостью, хотя данный концерт является одним из самых сложных. В Минске вместе с оркестром выступила солистка Белорусской филармонии Елена Науменко.
По-настоящему оркестр развернулся в Сюите N2 из музыки балета "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева. Фундаментальное театрально-симфоническое полотно сжато до сюиты в четырех номерах, которые выстраиваются в полную сюжетную линию трагедии. Невольная визитная карточка Прокофьева "Монтекки и Капулетти" дает возможность показать всю мощь и бравурность оркестру, не уступающему старшим коллегам. Невероятно гармонично прозвучала озорная "Джульетта-девочка", будто бы в каждой артистке просыпалась та юная веселая и ласковая девочка. Музыка о двух влюбленных, вынужденных расстаться, не оставила равнодушным в зале никого, а завершающий номер "Ромео у могилы Джульетты" стал трагедийным эпилогом небольшой сюиты Прокофьева. Несмотря на все шероховатости в деталях, в какой-то мере уверенность молодым придавал сам маэстро, ребята ловили каждый его маленький, но точный жест.
Изюминкой всего вечера стала менее известная российской публике белорусская музыка. Чудесный вальс из оперы "Дикая охота короля Стаха" Владимира Солтана, прозвучавший под управлением Александра Сосновского (Беларусь), скрасил вечер золотого стандарта симфонической музыки. Милый и ненавязчивый вальс с советским отголоском оставил очень приятное послевкусие и открыл искушенным столичным меломанам новое имя.
Бессменные шедевры - Вальс из "Маскарада" и Адажио из "Спартака" Арама Хачатуряна - в завершении концерта ставят весомую точку в вердикте по поводу нового коллектива: это достойный новый оркестр, способный за невероятный короткий промежуток в несколько репетиций осилить столь многообразную и каверзную программу.
Подобные проекты постепенно открывают новые связи, которые оборвались в последние пять лет. Возможно, и в других странах найдутся молодые таланты для подобной кооперации. Ведь нигде больше невозможно молодому артисту получить столько опыта, как в оркестре. Только побывав "шестеренкой" большого механизма и соучастником большого музыкального дела можно поднять свой исполнительский уровень, техническую выдержку, опыта от старших и младших, а также улучшить свой слушательский навык. И даже такие короткие двухдневные гастроли дают свой результат. Чувствовалась невероятная отдача музыкантов полных энтузиазмом и желанием максимально проявить себе перед маэстро, но их юность нисколько не умаляет их мастерства - у всех слышна высокая артистическая школа.