"Lada Vesta - наше все". Вице-президент АвтоВАЗа Дмитрий Костромин - о конкуренции с китайскими машинами и новых моделях

Дмитрий Костромин: Lada Aura - это имиджевый проект для АвтоВАЗа
Сегодня только 11% денег, которые россияне тратят на покупку новых машин, остаются в экономике страны. Почти все остальное уходит в Китай. О том, какие механизмы могут помочь заставить китайские компании открывать производства в России, состоянии отечественного автопрома, поиске новых поставщиков и перенастройке логистики в интервью "Российской газете" рассказал вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗ Дмитрий Костромин.
На авторынке есть конкуренция, и это подстегивает производителей, говорит Дмитрий Костромин.
На авторынке есть конкуренция, и это подстегивает производителей, говорит Дмитрий Костромин. / Пресс-служба АвтоВАЗа

Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на российском авторынке?

Дмитрий Костромин: Если смотреть глобально, то положительно. Дефицит машин закончился - предложение сейчас опережает спрос. По нашей оценке, рынок в этом году может составить даже больше, чем прогнозировалось экспертами ранее. Будет продано 1,7 -1,75 млн автомобилей. 60% рынка занимают китайские модели. При этом идет полное размытие понятия сегментности в классическом понимании. Сейчас можно купить кроссовер D-класса по цене C-класса.

Что касается нас, то мы свои обещания выполнили. Тот спрос, который был в сегменте B, полностью покрыли. И даже готовы больше предложить рынку, если будет такая потребность.

Агентство "Автостат" не так давно сообщило, что в этом году россияне купят 900 тысяч китайских автомобилей. Это большая цифра?

Дмитрий Костромин: Огромная. И, к сожалению, это почти все импорт. Мы единственная компания, которая занимается развитием компонентной базы в РФ. Именно локализация компонентной базы даст толчок для дальнейшего роста и независимости нашего автопрома. Если померить рынок деньгами, то сегодня доля Lada составляет всего 11%. Иными словами, только 11 процентов средств, которые россияне тратят на покупку новых машин, остается в российской экономике. Почти все остальные средства вымываются из России в Китай, где расположены центры формирования добавленной стоимости. В идеале все должно быть в точности наоборот.

Есть ли еще какие-то механизмы, кроме утильсбора, которые могут помочь заставить китайские компании открывать производство в России?

Дмитрий Костромин: Можно посмотреть, что сейчас происходит на рынке КНР. Из этого получится сделать определенные выводы. Китайцы сейчас уже активно вкладываются в гибридные машины. Лично мое мнение - "электрички" со временем будут отходить в сторону. Политика Китая скорректировалась с учетом нюансов электрических моделей.

Поэтому с производством, заточенным на автомобили с двигателем внутреннего сгорания, нужно что-то делать. А это большие объемы - тысячи различных предприятий. Такое положение дел будет подталкивать китайских коллег идти в развивающие рынки, в том числе и в Россию. Так что, на мой взгляд, потенциал есть. Вопрос только в том, как все это организовать. Сейчас многое упирается в санкции и ключевую ставку ЦБ РФ.

Ушедшие из России бренды не вернутся?

Дмитрий Костромин: Они захотят вернуться. И некоторые из Азии и Европы уже пытаются это сделать неофициально. Безусловно, потеря российского рынка повлияла и на них. Можно вспомнить, каких денег лишился Renault. Да и тот же Volkswagen. Сейчас у немцев, впрочем, большие проблемы и в Китае. BYD уже вплотную подобрался к мировым объемам - теперь они демпингуют и скупают лучшие умы, инженеров, дизайнеров. Не лучше ситуация и у японцев.

А какой объем продаж у АвтоВАЗа будет в этом году? Какие планы на 2025 год?

Дмитрий Костромин: Мы не даем громких обещаний. В прошлом году мы продали 350 тысяч машин, в этом мы заявили, что реализуем 500 тысяч автомобилей, и мы к этой цели идем. Что касается следующего года, то с учетом ключевой ставки ЦБ, которая оказывает влияние как на спрос, так и на бизнес, главная задача - закрепить цифру, о которой я сказал. У нас меньше ресурсов, чем у производителей из Китая - там субсидируется весь бизнес и экспорт. Хотя мы до сих пор не понимаем весь объем поддержки, который есть у автомобильных компаний в КНР, часть этой информации Китай засекретил.

Что касается продуктовой линейки, то каждый год мы планируем выводить на рынок одну новую модель. Не обновленную, а именно новую. Этим мы и занимаемся.

В феврале, выступая на форуме "Автомобильный рынок России", вы сказали, что настал год покупателя. Сейчас уже ситуация изменилась?

Дмитрий Костромин: Год покупателя продолжается. В зависимости от стоимости автомобиля скидки на китайские модели могут доходить до 1 млн рублей. Так что при покупке нового автомобиля не стоит бояться, нужно торговаться и пытаться получить наиболее выгодные условия.

А что будет дальше?

Дмитрий Костромин: Спасибо, что есть конкуренция. Она всегда подстегивает. Но многое зависит и от господдержки спроса и локализованных производств. Если ее объем будет большой, то сможем увеличить долю российских машин на рынке. Если нет, то надо будет удерживать свои позиции. При этом нужно понимать, что китайцы пришли надолго. Да, многие из них были в РФ и до 2022 года. Та же Chery, тот же Haval, у которого есть завод в нашей стране. И по этому поводу нужно поблагодарить Тульскую администрацию, которая многое сделала для этого. Haval - это хороший конкурент, на него можно смотреть, с ним можно соперничать.

Как обстоят дела с поставщиками компонентов? Удалось наладить всю цепочку?

Дмитрий Костромин: Проведена очень глобальная работа всех служб. Есть вопросы с логистикой, но совместными усилиями они решаются. И по большому счету все проблемы решились. Следующий шаг - развитие локального производства компонентов, чтобы эти трудности у нас в будущем больше не возникали.

Не так давно АвтоВАЗ объявил о запуске программы по реализации подержанных автомобилей под названием Restart. Почему решили войти в этот сегмент? Как развивается программа?

Дмитрий Костромин: Это идея в АвтоВАЗе возникла давно, мы ее воплотили в жизнь совместно с нашим банком. Несмотря на то, что результаты пока скромные, мы нацелены взять свою долю в этом сегменте. АвтоВАЗ как производитель этот объем рынка ранее никак не охватывал. Благодаря банку, который зашел в нашу группу, появилась эта возможность. Сейчас предлагается и кредитование, и различные другие сервисы. В планах сделать справку для покупателя, чтобы он видел, что происходило с автомобилем ранее. Чтобы он не переживал за состояние машины, которую покупает. Это удобный и нужный сервис.

Многое зависит от господдержки спроса и локализованных производств. Если ее объем будет большой, то доля российских машин на рынке вырастет

В прошлом году АвтоВАЗ начал проводить регулярные тайные проверки у своих официальных дилеров на предмет выявления завышения цен на Lada. Какая ситуация сейчас?

Дмитрий Костромин: Проверки продолжаются, это регулярный процесс. При этом хочу отметить, что уже нет такой проблемы, так как предложений гораздо больше, чем покупателей. Кроме того, у бренда Lada есть онлайн-витрина, позволяющая видеть реальную стоимость автомобилей, предлагаемых дилерами. Сейчас там представлено более 20 тысяч машин Lada. За год через этот сервис мы реализовали 4 тысячи автомобилей.

Ковриков за безумные деньги у дилеров уже нет?

Дмитрий Костромин: Точно. Но я и тогда предупреждал наших партнеров, что вы сами пилите сук, на котором сидите. Во время пандемии у них не было поддержки производителя. И покупатели тоже сами разгоняли спрос.

АвтоВАЗ начал продавать свои модели через маркетплейсы. Это перспективный канал продаж?

Дмитрий Костромин: Пока нет. Мы свои предложения по поводу доведения автомобильной продукции под маркетплейсы всем партнерам передали, ждем отклика от них. Но это определенный опыт - как негативный, так и положительный - он нам полезен. Сейчас для нас это в первую очередь канал продвижения. Его нельзя назвать дешевым. При этом понятно, что Россия на данном этапе пока не готова к такому формату.

Недавно АвтоВАЗ объявил о запуске программы по реализации подержанных автомобилей. Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа

Продажи Lada Largus ижевской сборки стартовали летом этого года. Как оцениваете возвращение модели на рынок?

Дмитрий Костромин: Выражаю слова благодарности команде, которая сделала невероятную работу по очень оперативному переносу и развертыванию выпуска модели в Ижевске. Уже выпущено более 12 тысяч машин, более 5 тысяч автомобилей уже продано.

Очень надеемся, что нам удастся выйти на те объемы реализации, которые были ранее. Largus - это уникальный автомобиль по своим характеристикам. У него есть свои поклонники как среди частных, так и корпоративных клиентов. Семиместную версию модели мы ожидаем в четвертом квартале. Как и кроссовую.

Как будет развиваться проект Lada Largus дальше?

Дмитрий Костромин: Что касается фейслифта, обновления, то у нас все в планах. Но это точно не следующий год. Мы с партнером собираемся выпустить на рынок версию CNG. Она должна выйти до конца этого года. Мы видим определенный спрос на нее, готовы наращивать объем. Что касается цены - пока рано говорить об этом.

Скоро начнется производство Lada Aura. Насколько для вас важен этот проект?

Дмитрий Костромин: Это очень важный для нас проект, можно сказать, что имиджевый. С Lada Aura мы выходим в новый для нас класс. Да, изначально мы сравнивали эту машину с Toyota Camry, но сейчас я бы ее сравнил с Hongqi H5. Когда мы провели тест-драйв, то многих коллег попросил обратить внимание на большое количество свободного пространства для ног на заднем ряду.

Lada Aura создавалась в расчете на чиновников и таксистов, но сейчас ею заинтересовались и частные клиенты. Это универсальный автомобиль

Сейчас мы работаем над тем, чтобы максимально реализовать пожелания клиентов, которые в тестовом режиме использовали эту машину. Также хотим предложить в следующем году различные версии задних сидений, включая электрические. Lada Aura будем предлагать по цене от 2,6 млн рублей.

Как вам кажется, обычные россияне будут покупать Aura?

Дмитрий Костромин: Я вот себе точно планирую! Сейчас езжу на служебной X-Cross 5, у меня своя Vesta, есть также "Нива". Вот "Весту" как раз хочу поменять на Aura. Это универсальный автомобиль, он подойдет и семейным людям.

Мы попросили наших специалистов дооборудовать задний ряд. Установить, например, специальный держатель для планшета. В общем, добавить удобные и полезные опции. Инженеры работают над этим, говорят, что все сделают.

Не так давно мы тестировали машину на трассе М-12. Многие подходили к нам и спрашивали, что за автомобиль, когда его можно будет приобрести. Изначально, когда мы задумывали этот проект, рассчитывали в первую очередь на чиновников, таксистов, но теперь мы понимаем, что и частные клиенты заинтересовались этой моделью. Так зачем их ограничивать в этом?

Когда стоит ждать битопливную версию Lada Vesta?

Дмитрий Костромин: Собираемся запустить в серию в первом квартале 2025 года.

Что будет происходить с Vesta дальше?

Дмитрий Костромин: Lada Vesta - наше все. Планируем в начале следующего года выпустить версию с шестиступенчатой механической коробкой передач. Если говорить об опциях, то еще вернем полноценный климат-контроль и бесключевой доступ с карточкой вместо ключа. В следующем году выйдет Vesta Sport.