Почему региональные компании не успевают перейти на отечественное ПО

К 1 января 2025 года все отечественные госкомпании должны полностью перейти на импортозамещающий софт. Речь идет как об операционных системах, так и об офисных пакетах. Однако в регионах СЗФО, равно как и в стране в целом, этот процесс сегодня едва ли завершен на 50 процентов. Что мешает переходу и реально ли уложиться в сроки, рассказали эксперты.
Обещают, что все иностранное "железо" скоро заменят, выпуск отечественного уже идет.
Обещают, что все иностранное "железо" скоро заменят, выпуск отечественного уже идет. / Максим Богодвид / РИА Новости

О проблемах импортозамещения программных продуктов говорили на форуме IT Press Meeting, который прошел в минувшие выходные в Калининграде. Решение о переводе объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на российский софт было принято в рамках указа президента страны в марте 2022 года. Согласно документу, весь госсектор должен тотально заместить операционки, офисные программы, системы виртуализации и управления базами данных. Если прикинуть, сколько компаний и организаций так или иначе связаны с государством, список получится внушительный.

На переход дали чуть меньше трех лет. За это время федеральные и региональные айтишники должны были найти рабочую замену зарубежному софту, которая бы не уступала по функционалу импорту, расширяла его и закрывала дыры в системах безопасности. Эксперты признаются, что здравых решений на данный момент хватает, однако все они пока довольно разрозненные. Система так называемой платформенности все еще плохо работает, а зависимость от популярного импортного софта остается высокой. Особенно в этом отношении проигрывают регионы, где у компаний зачастую не хватает средств на дорогостоящий цифровой апгрейд.

- Импортозамещение следует разделить на два потока. Если мы говорим о софте, то здесь все намного проще: своих решений у нас достаточно, они зреют, совмещаются между собой. Таким образом, показатели платформенности в нашей стране увеличиваются, равно как и их бесшовность, - подчеркнул исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин. - С "железом" ситуация сложнее. Сейчас в нашей стране появилась новая история с так называемыми доверенными ПАК - программно-аппаратными комплексами. По ним уже есть соответствующее постановление, которое обязывает компании-субъекты КИИ осуществить переход на отечественные решения к 2030 году. Сроки наверняка будут продлеваться. В части софта планы во многом будут выполнены.

Здесь многое зависит от воли самих предприятий, убеждены эксперты. Многие игроки рынка начали вкладываться в цифровой апгрейд задолго до событий 2022 года и сейчас уже проходят второй цикл обновлений отечественных систем. Более того, компании Северо-Запада развивают собственные технологические решения.

В качестве примера можно привести завод в Вологодской области. Особое внимание на предприятии уделяют искусственному интеллекту и облачным сервисам. Специально разработанное ПО уже помогает вести более точную аналитику операционной деятельности, а также разрабатывать прогностические финансовые и экономические модели. Автоматизируются цепочки поставок, закупки и контроль расходов всех дочек компании.

На заводе также внедрили систему диспетчеризации и дистанционного управления бурением в шахтах. Это не только увеличило эффективность буровых работ на треть, но и позволило сократить количество производственных травм.

Однако все упирается в финансирование. Если у организации есть соответствующий бюджет, то она без проблем перейдет на качественный российский софт. Если денег нет, то завершить переход не удастся, несмотря на обилие предложений на рынке. Поэтому в современных условиях важно поддерживать на государственном уровне не только разработчиков ПО, но и компании, которые хотят импортозаместиться, но по объективным причинам не могут это сделать.

- Как разработчик софта могу сказать, что в целом с кибербезопасностью у нас всегда все было хорошо. В российском сегменте традиционно сильные игроки. Кроме того, после ухода иностранных вендоров конкуренция значительно возросла. Сейчас российским разработчикам приходится создавать качественные новые продукты и выводить их на рынок. С этим проблем нет. А вот цикл закупки и обновления программных продуктов - уже совершенно другая история. Как правило, он составляет около пяти лет. Если организация закупила софт в 2021-2022 годах, то момент смены ПО пока не наступил. Удовольствие это не из дешевых, - отметил руководитель лаборатории стратегического развития продуктов кибербезопасности "Газинформсервис" Дмитрий Овчинников.

Сегодня переход на ПО завершен только наполовину

С мнением эксперта согласны работники IT-компаний в регионах. По их мнению, сегодня все еще сильна зависимость от иностранного ПО, на котором все привыкли работать. Инфраструктура, заточенная под тот же Windows, крайне неповоротливая в плане изменений.

- Невозможно в одночасье взять и отказаться от привычного инструментария. Все рабочие проекты просто рухнут, что приведет к убыткам. У нас может быть все хорошо с кибербезопасностью и финтехом, но более прикладных программ по-прежнему не хватает. Кроме того, далеко не все иностранные разработчики софта ушли с нашего рынка, и с этим стоит считаться. На мой взгляд, нужно максимально интегрировать российские продукты в общую цифровую среду, а не закрывать их в "резервацию", - прокомментировала руководитель отдела разработки мобильных приложений компании из Санкт-Петербурга Елена Чумакова.

В целом аналитики видят высокую динамику спроса на отечественные решения. В той же сфере информационной безопасности показатели увеличились в три раза. Однако важно не только закрывать отдельные сегменты, но и разрабатывать комплексные решения, которые бы удовлетворили все потребности отечественных пользователей.

Кстати

Наибольшие сложности эксперты видят в переходе на российские серверы и домены, где по-прежнему доминируют западные вендоры. Впрочем, сделать это реально. Наши производители уже предлагают качественные решения в части компонентов IT-инфраструктуры, но им не хватает охвата модельной линии, функционала и уровня обслуживания. Кроме того, российское оборудование частично состоит из импортных комплектующих, что приводит к задержкам поставок.