В Калининградской области не могут полностью заместить труд мигрантов

В мае этого года в самом западном регионе страны расширили перечень сфер деятельности, где мигранты не могут работать по патенту. Туда включили оптовую и розничную торговлю и общепит. Однако у данного решения появились неприятные последствия: после завершения туристического сезона калининградский бизнес пожаловался на острую нехватку кадров. Что с этим делать, рассказали эксперты.

К миграционной политике можно относиться по-разному, однако ясно одно: в Калининградской области по-прежнему наблюдается острый дефицит кадров, с которым регион не справляется собственными силами. Резкий экономический рост, открытие новых производств, растущий туристический поток и, как следствие, активное развитие индустрии гостеприимства требует колоссального количества рабочих рук. Быстро подготовить специалистов, чтобы разом закрыть все кадровые "дыры", попросту невозможно. Об этом неоднократно говорили аналитики рынка.

- По последним данным рекрутинговых агентств, нашему региону не хватает около 15 тысяч работников - именно столько вакансий открыты сегодня на предприятиях и в организациях. Это большая цифра. Причем речь идет не только о высококвалифицированных кадрах: нужны водители, уборщицы, горничные, строители. Раньше кадровый голод частично "утоляли" мигранты. Однако после соответствующих решений, принятых в декабре прошлого года и продолжившихся в мае 2024-го, на многие рабочие места дорогу для них закрыли, - отметил финансовый аналитик Артур Поляков.

По словам эксперта, это "серьезно встряхнуло рынок" в плохом смысле. Заместить труд мигрантов оказалось нелегко. С этим согласились в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей Калининградской области. Там сообщили, что жалобы на запреты начали поступать еще до вступления новых ограничений в силу.

- Это банальная нехватка рабочих рук. Взять, к примеру, туризм: кадровый дефицит там увеличивается пропорционально растущему турпотоку. Речь идет не только о гостиницах и отелях, но также о сопутствующем бизнесе - кафе, ресторанах, розничной торговле. У отдельных сетевиков доля иностранного персонала превышала 30 процентов. Быстро восполнить такой пробел физически невозможно, - подчеркнула бизнес-омбудсмен региона Светлана Нижегородова.

Дополнительные ограничения для мигрантов полностью заработали в регионе в августе - как раз в пик туристического сезона. Это дополнительно осложнило жизнь предпринимателям. Решить проблему не удалось до сих пор.

Еще одно неприятное следствие запрета на работу мигрантов - острая нехватка водителей пассажирских автобусов и маршруток. Сегодня калининградцы ждут общественный транспорт по полчаса на остановках, после чего натурально берут его штурмом - прямо как в советские годы.

Практически в каждом автобусе на электронном табло можно наблюдать рекламу по поиску водителей. Зарплату транспортники обещают до 70 тысяч рублей, правда, начальную сумму почему-то не уточняют. Желающих среди мужчин немного, из-за чего за рулем маршруток все чаще можно увидеть женщин.

В городской администрации уточнили, что самих автобусов для областного центра более чем достаточно. Проблема - некомплект водителей. Из-за этого даже пересмотрели график работы, сделав его сменным. Такое временное решение должно наладить работу маршрутной сети, чтобы транспорт приходил вовремя.

- Мы разработали систему почасовой оплаты для водителей и перешли на разрывный график работы. После насыщенной утренней смены специалист уходит в обед на трехчасовой перерыв, а затем выходит вечером в час пик. Такая схема помогает закрывать самые сложные и загруженные временные промежутки и увеличивать число водителей на линиях, - прокомментировал руководитель "Калининград-ГорТранса" Владимир Фомин.

Кадровую проблему на предприятии пытаются решить. На днях обучение завершили 16 новых водителей, которые уже сели за руль. До конца года их число планируют увеличить до 25 человек.

Для реализации всех проектов региону к 2030 году понадобятся около 25 тысяч работников

Впрочем, на ужесточение требований к работе мигрантов по патенту повлиял ряд объективных причин. В министерстве социальной политики Калининградской области прокомментировали, что в сферах, попавших под ограничения, часто использовали "серые" схемы оплаты труда. Да и нарушений миграционного законодательства хватало, особенно в высокий сезон. Поэтому вектор сместили на поддержку местных трудовых ресурсов.

- Доступ к рабочим местам для калининградцев - однозначно хорошая идея. Однако все упирается в уровень заработной платы, которая часто недотягивает до медианного уровня. И если мигранты были готовы работать по временным патентам за такие деньги, то наши жители, которые платят налоги, кредиты, коммуналку, покупают товары в местных магазинах, на подобные условия не согласятся. Они просто не соответствуют текущим экономическим реалиям. Если работодатели не захотят поднять зарплату на местах, где раньше трудились мигранты, то справиться с дефицитом кадров не получится, - заключила руководитель рекрутингового агентства Анастасия Седова.

Бизнес-сообщество, напротив, предложило усилить контроль трудовой деятельности мигрантов и смягчить введенные запреты. По мнению предпринимателей, это подстегнет игроков рынка к легальному оформлению трудовых отношений и одновременно сохранит доступ к кадровому ресурсу.

Официально

Алексей Беспрозванных, губернатор Калининградской области:

- Дефицит кадров - одна из главных проблем Калининградской области. Мы хотим "раскручивать" нашу экономику на фоне растущего инвестиционного интереса. Для реализации всех проектов к 2030 году понадобятся около 25 тысяч работников. Только на сегодня на региональном рынке труда открыты 15 тысяч вакансий. Будем активно привлекать кадры из других субъектов нашей страны, а также выращивать собственных специалистов.

Цифра

6,2 миллиона иностранных граждан стоят на миграционном учете в России по состоянию на 1 сентября 2024 года.