О том, что дом на улице Советской, 34 попал в муниципальную программу расселения аварийного фонда и подлежит сносу, жильцы узнали в 2014 году. Не поверили, ведь они никуда не обращались, не жаловались. Зданию, конечно, уже за 50, но оно достаточно крепкое. Видно, строили на совесть, добротно. Стали выяснять, откуда ноги растут. Запросили в администрации города акт обследования и заключение. Не дали. Когда отказали во второй раз, обратились в суд. В доме 16 квартир, на судебное заседание пришли 11 собственников. Получив документы, они страшно удивились. Оказывается, еще в 2011-м в их доме работала межведомственная комиссия (МВК), она же выдала заключение: считать аварийным. Снести! В суде также выяснилось, что заявление написали пять человек: 95-летняя больная лежачая бабушка, не дожившая до новоселья, мужчина с крупным долгом за квартиру, двое родственников и за компанию с ними еще одна женщина. Они указали: дом построен в 1964 году, и с тех пор в нем не было ни одного капитального и даже косметического ремонта. Просили признать жилье аварийным.
- Это откровенная ложь, - утверждает хозяйка одной из квартир Татьяна Летунова. - Дом капитально ремонтировали в 1988 году. Тогда печное отопление заменили на центральное, завели в квартиры воду, а из бытовых комнат сделали санузлы. В 2009-м в третий раз заменили трубы теплоснабжения, а в 2010-м дом подключили к новому водопроводу. В ноябре 2013-го мы собрали с каждой квартиры по 3200 рублей и обновили всю канализацию, кроме септика.
Еще больше люди удивились, когда прочитали в заключении МВК, что потолки у них деревянные, а фундамент - кирпичный ленточный. На самом деле потолки из бетонных плит, а фундамент из бутового камня. Может, дома перепутали, гадали жильцы, взяли данные из техпаспорта другого? Общий износ здания, по данным экспертов, 50 процентов, а стен и фундамента - 40. Трещин на несущих конструкциях не обнаружили, угрозы для жизни они не представляли. Между тем каменный дом считается ветхим, если износ конструкций превышает 70 процентов. Курганский областной суд, а следом и районный, правда со второго раза, признали заключение МВК незаконным. Как говорится в апелляционном определении, документ составлен с нарушением процедуры. Фактически здание как полагается не осматривали, специализированная организация его не обследовала. Судебно-строительная экспертиза вынесла свое заключение: не сносить, а реконструировать.
Однако объявить заключение незаконным - полдела, надо еще убрать спорный объект из программы. Снова суды. Сколько их прошло за пять лет, никто уже не сосчитает. Много! Правда, дальше судились не все. Большинство сдалось и переехало куда велели. На июль 2020 года из 16 квартир 11 освободили. Осталось пятеро отказников. Они подали иск к администрации города. Оказалось, не по адресу. Список аварийных домов составляли чиновники, но программу утверждала городская Дума. Так что все вопросы к ней. В областном суде, куда передали материалы, истцов не поддержали.
Жильцы подали жалобу во Второй апелляционный суд общей юрисдикции Санкт-Петербурга, который рассматривает такие дела. В процессе участвовали по видео-конференц-связи. Вспоминают, как переживали. Облегченно вздохнули, когда объявили: решение Курганского областного суда от 14 августа 2020 года отменить. Признать недействующим решение Щучанской городской Думы от 30 декабря 2014 года № 44 "О внесении изменений в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в городе Щучье на 2015-2017 годы" в части включения в нее дома № 34 на улице Советской.
А потом началось тягостное ожидание: подадут власти кассацию или нет? Никто апелляционное определение в течение шести месяцев не обжаловал. Решение вступило в силу. Собеседники "РГ" тогда наивно полагали: раз в самом Петербурге за них вступились, значит, чиновники моментально должны исполнить все требования. Не тут-то было. После суда прошло четыре года, но ничего не изменилось, а в доме осталось уже не пять, а четыре семьи.
Почему не выполняется решение суда и дом не вносят в программу капремонта?
"Администрация Щучанского муниципального округа комментариями по данным вопросам не располагает", - ответил "РГ" глава округа Павел Самохвалов.
Потрясающий ответ! Если глава не располагает, то кто тогда? Пишем запрос в Региональный фонд капремонта многоквартирных домов.
"Фонд не обладает сведениями о причинах, по которым дом не включен в региональную программу, так как не наделен полномочиями по ее формированию и актуализации", - сообщила врио гендиректора Ольга Петрова.
"Информация от администрации Щучанского муниципального округа о включении данного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области, не поступала", - переслали ответ департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ из управления информационно-аналитической деятельности с подписью ее начальника Татьяны Панковой.
- Как же не поступала? - возмутилась Татьяна Летунова. - Глава округа Самохвалов, когда был еще в статусе врио, 23 апреля письменно сообщил: администрация направила письмо в департамент строительства для возможности включения в программу капремонта (копия ответа есть в редакции).
Да… Кажется, зашли в тупик. А знаете, почему не могут ничего решить с этим домом? По отчетам он давно расселен, а может, даже снесен. И об этом фактически прямым текстом говорится в вышеупомянутом решении Курганского облсуда от 14 августа 2020 года. Цитата: "Отказывая в удовлетворении административного иска, суд также исходит из того, что по состоянию на дату его рассмотрения реализация Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Курганской области на 2013-2017 годы завершена, что констатировано постановлением правительства Курганской области от 10.10.2017 № 367 (в ред. от 09.10.2018)".
Уточним: муниципальная программа расселения - часть региональной. Кстати, в этом же постановлении есть и дата сноса - II квартал 2017 года. Суд приводит данные: на переселение дома потрачено почти 21,6 миллиона рублей, из которых более 12,2 миллиона - средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, около 8 миллионов - областного бюджета и 1,4 миллиона - местного. При этом отмечает: если спорный дом исключить из программы, возникнут противоречия с федеральным законом, запрещающим вносить изменения в региональную программу, в частности, касающиеся объемов средств фонда, долевого финансирования, сроков переселения и т. д. Кроме того, люди, которые согласились на переезд, могут заявить о нарушении своих прав.
Мэрия Щучья в 2017 году предпринимала попытку выкупить квартиры у отказников. Райсуд в иске отказал: дом-то не аварийный, заключение МВК признано незаконным. Экспертным путем установлено: он не является ветхим и подлежит реконструкции.
- Если бы в доме заменили крышу, как мы просили в 2013-м, отремонтировали фасад и сделали септик, он мог бы простоять еще 50 лет, - говорят жильцы. - Вы только посмотрите, какие толстые стены. Мы замеряли: 64 сантиметра. А сейчас его бросили, не охраняют, квартиры без присмотра ветшают. Видно, и правда чиновники хотят дождаться, когда дом разрушится и станет аварийным.
Между тем, пока идут судебные споры, администрация платит из бюджета за отопление и дома на Советской, 34, и пустых квартир, которые им купили еще в 2016 году.
Как разрешится спор, неизвестно. После административной реформы в 2022 году вместо Щучанского района образован округ, гордума упразднена. Кроме того, за десять лет в районе, а потом в округе чуть ли не каждый год менялись главы. Они, наверное, даже не успевают толком вникнуть в историю спорного дома.
Собственники квартир попросили "РГ" передать в Следственный комитет просьбу разобраться в ситуации.