В регионе под МТОР готовы две площадки: в Хасанском округе, где предполагается строительство глубоководного порта на 600 миллионов тонн грузов, и в Уссурийске - здесь планируется разместить индустриальный парк.
- Оцениваем эффект в 5,5 миллиарда долларов в инфраструктуру и проекты. Планируется привлечь около 30 зарубежных партнеров. У нас есть предложение, где брать резервы. Около одного триллиона рублей таможенных платежей поступает в казну государства от Приморья ежегодно. Нужен механизм, чтобы хотя бы один процент этой большой суммы шел на инфраструктуру, - поделился заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко.
Для России МТОР - инструмент новый, поэтому он становится предметом дискуссий. Кто сможет зайти в особую экономическую зону, какие преференции получат участники и, главное, какой эффект это даст для нашей страны?
Заинтересованность в создании международных ТОР проявили Китай и Беларусь. К слову, сегодня успешно функционирует белорусско-китайский проект "Великий камень". Его практику планируют взять за основу при разработке отечественной МТОР.
- Идея "Великого камня" была сформирована на рубеже 2010 года. Сейчас это достаточно успешный проект, в который вошли уже 14 стран мира и более 130 резидентов. Ими не должны становиться компании, которые дублируют уже существующие производства в своих странах, - сказал посол Республики Беларусь в РФ Александр Рогожников.
При этом компании должны заходить с полным циклом производства, чтобы прибыль оставалась в одном месте и поддерживалась технологическая независимость.
- Цель появления МТОР - многократный рост иностранных инвестиций в экономику макрорегиона. Почему это важно? По состоянию на начало 2022 года в стране было накоплено 113 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, 97 процентов из них поступило из стран, которые после признали недружественными по отношению к Российской Федерации. В Приморье, например, накоплено 18 миллиардов, из них 99 процентов - ресурсы недружественных стран, в экономике Забайкалья из трех миллиардов - 77 процентов. Очевиден масштаб потерь. Нужно приложить сверхусилия, чтобы не просто перекрыть потери, но и дальше наращивать обороты, - рассуждает генеральный директор фонда "Кристалл роста" Александр Крутиков.
По его мнению, ответ на вопрос, на кого делать ставку, лежит на поверхности - страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Примечательно, что АТР сегодня главный источник иностранных инвестиций в мире. Александр Крутиков привел статистику:
При этом в экономику России из КНР поступило всего шесть миллиардов долларов за тот же период.
- Надо работать с Китаем, он - мировой донор инвестиций, - подчеркнул Крутиков. - Преимущество МТОР в том, что этот инструмент предполагает взаимодействие на основании договоров, которые гарантируют неухудшение условий для иностранных инвесторов, налоговые и административные преференции. Приморье - идеальная точка для применения такого механизма. Здесь имеется привязка к международным транспортным коридорам "Приморье-1" и "Приморье-2". Они позволяют китайским грузоотправителям снизить затраты на транзит из северо-восточных провинций в южные. Везти можно не через Далянь, а через порты Приморья, сокращая логистическое плечо, время доставки. Совокупная экономия составит почти миллиард долларов.
Китайская сторона выгоду от нового инструмента понимает четко и дает свои предложения по улучшению этого механизма.
- МТОР должна стать зоной эксперимента и открытости для выгодной льготной политики со стороны России. Владивосток - важный транспортный узел. Стране надо ориентироваться на сотрудничество с Китаем: предоставить льготы, законодательно зафиксировать эти преференции, повысить транспортные возможности, разработать механизм, который позволит избегать санкций. Мы также рассчитываем, что в новую МТОР будет привлечена рабочая сила из Китая. На Дальнем Востоке большая территория, а рабочих рук мало. Наши же специалисты отличаются дисциплиной и высокой эффективностью, - заявил президент CITIC Foundation for Reform and Development Studies (Китай) Кун Дань.
Резидентов МТОР планируют освободить от налогов на определенный срок и предоставить им другие преференции. Например, обеспечить необходимой инфраструктурой за счет федеральных средств и кредитными ресурсами.
- Две страны могут договориться об индивидуальных условиях. Мы уделяем большое внимание тому, чтобы компании ощущали себя защищенными с точки зрения давления из-за санкций. К примеру, можно скрыть реестр резидентов - это обезопасит вложения, предприятия не будут бояться вступать в МТОР, - выразил мнение статс-секретарь - заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков.
Выиграть от появления МТОР могут все регионы Дальнего Востока, на чьих территориях они появятся.
- Сегодня через наш регион идет самый большой грузооборот с Китаем - около десяти миллионов тонн грузов, - отметил губернатор Забайкальского края Александр Осипов. - У нас два приоритетных направления: горнодобывающая отрасль и сельское хозяйство. Их успешность напрямую связана с международной торговлей. Около десяти проектов общей стоимостью 80-90 миллиардов рублей сейчас реализуются в транспортной сфере. Но необходимо перейти от только транспортной функции к транспортно-логистической: наладить формирование грузов, хранение, адресное направление. Это снижает издержки для потребителя, а регион сможет получать доход. Нам требуется пространство между Китаем и Россией, где не будет границ и компании станут работать, выбирая финансовую среду.
Выгодное положение для международного сотрудничества и у Амурской области.
- Общая протяженность границы - 1,2 тысячи километров. Мы успешно работаем с КНР, реализуем ряд проектов. Например, в следующем году откроется трансграничная канатная дорога, которая за пять минут перенесет из Благовещенска в китайский Хэйхэ. Первую международную зону планируем реализовать на площадке "Ровное" - под нее отводим пять гектаров. Финансирование - около 5,2 миллиарда рублей на инфраструктуру, - сообщил сенатор от Амурской области Иван Абрамов.
Специалисты отмечают, что в каждом регионе проекты в рамках МТОР будут разными по наполнению и содержанию в силу специфики территорий. Объединит их одно - экономический эффект от международной кооперации, который позволит Дальнему Востоку получать доходы и, соответственно, активнее развиваться.