"Однажды на такой концерт пришла мама со слепой от рождения дочкой. Мы проводили их в зал, а когда концерт закончился, женщина вышла со слезами и сказала: дочь мне не раз пыталась объяснить свои ощущения, как она живет в полной темноте, но я ее не понимала. Спасибо, что я это увидела и поняла мир моего ребенка", - вспоминает случай руководитель проекта Анастасия Косолапова. Собственно, в этом и состоит главная цель таких концертов - стереть барьер, незримо существующий между людьми зрячими и слепыми, помочь им понять друг друга.
Необычные концерты проходят на третьем этаже музея советского писателя Николая Алексеевича Островского. К сожалению, сейчас многие произведения писателя забыты, а молодежь нередко путает его с драматургом-однофамильцем. Но музей в дни концертов не пустует. На входе гостей просят оставить личные вещи и телефоны в шкафчиках. Мрак, который ожидает пришедших, для кого-то еще и способ победить свои фобии перед темнотой.
- В детстве я ее очень боялась, - призналась перед началом концерта Ольга Тимохина. - Уже в солидном возрасте справиться с этим страхом помогли занятия йогой.
- Все лукавят, когда говорят, что не боятся темноты, - уверена ее подруга Татьяна Гукова. - Инстинкт самосохранения заложен в каждом человеке. Но здесь победить этот изначальный страх помогает понимание, что ты находишься в безопасном месте.
"Незрячие гиды сопровождают гостей при погружении в темноту, чтобы сохранять чувство комфорта и безопасности. Это позволяет отпустить лишние мысли и насладиться качественной музыкой", - отмечает руководитель команды гидов Евгений Арнапольский.
Темнота, которая встречает в зале, совсем не такая, как при выключенном свете в комнате, где через несколько секунд глаза привыкают и начинают различать окружающие предметы. Здесь действительно ничего не видно. Но зато ощущаешь, как при отсутствии зрения, которым мы воспринимаем 80% информации, обостряются все другие чувства - слух, осязание и обоняние. Руки сами пытаются найти стену, нос старается уловить знакомый запах, слышен каждый шорох. Если все-таки страшно, в любой момент из зала можно выйти. Для этого достаточно произнести вслух имя своего гида. Между тем в зале продуманная рассадка, есть система видеонаблюдения, охрана самого музея, словом, стопроцентная гарантия полной безопасности.
"У нас запатентованная технология затемнения, которой нет больше нигде в России. Для посетителей это новая форма восприятия музыки, не все могут ее выдержать. Даже музыкантов пришлось долго подбирать, так как не всем по силам целый час играть без партитур, держа всю программу в голове. Нам даже предлагали использовать запись, но мы сделали выбор в пользу живого звука. Увидеть музыкантов зрители могут только после концерта, когда они специально для встречи с ними выходят в соседний зал, уже освещенный. И, как правило, снова играют, теперь уже на бис", - рассказал Игорь Думенко, директор Государственного музея - культурного центра "Интеграция" им. Н.А. Островского.
"Невероятный талант у музыкантов", - поделилась впечатлениями после концерта Маргарита Симонова. Пианистка по профессии, она в свое время брала уроки у знаменитого композитора Давида Тухманова, и пришла на концерт в надежде войти в этот музыкальный коллектив. "Мне кажется, у меня получится, я испытала незабываемые эмоции как зритель. Такой формат дает исключительную возможность отключиться от проблем и забот, услышать себя настоящего в удивительном мире, нарисованном воображением".
Инга Корягина, психолог, доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова:
- Такие концерты не подходят людям, которые боятся темноты. Они должны четко понимать, куда и зачем идут, а именно на концерт послушать музыку, а темнота в этом случае как декорация, и бояться ее не стоит. Если же есть поглощающий детский страх, который не дает сосредоточиться на музыке, то его таким образом не побороть. Лучше всего выйти из зала, потому что последствия могут быть серьезные - от шока до психологической травмы. Таким людям бесполезно говорить, что там не страшно и безопасно. Между тем в Москве есть и другие примеры, когда людям предлагают выйти из зоны комфорта "в темноту". Например, весьма популярен ресторан недалеко от станции метро "Достоевская", где проходят трапезы в темноте. Интересно, что в нем многие гости не сразу могут узнать знакомые продукты, потому что мы привыкли "есть глазами", а в темноте обостряются все органы чувств и можно узнать истинный вкус блюда.
Сейчас в столице в темноте дают уже больше десяти концертных программ: джаз, дудук, сакс, инструментальные и танцевальные мелодии русских и зарубежных композиторов, медитация, живое исполнение романсов и даже русских народных песен. Стоимость билетов начинается от 1,8 тыс. рублей.