Города у воды стали менять функционал прибрежных территорий

В регионах растет число проектов по изменению функционала городских набережных и других территорий у воды. На них появляются общественные пространства, зеленые районы жилой застройки и коммерческой инфраструктуры. Если раньше такие места занимали порты и дороги, то теперь их сменяют масштабные "зоны комфорта". Но пока, по данным ДОМ.РФ, в России благоустроено лишь 10 процентов набережных. На Северо-Западе их развитием активно занимаются в Петербурге, Калининграде, Архангельске, а с недавних пор и в Мурманске.

Многие территории у воды мало изменились с советских времен, когда они выполняли чисто утилитарную функцию, отмечает представитель института развития Антон Финогенов. Исключением были центральные набережные - им отводилась парадно-мемориальная роль. О том, что такие площадки могут быть комфортными и доходными, долгое время не задумывались.

- Грамотное использование набережных дает социально-экономический эффект. Это естественный ресурс капитализации территорий - им уже пользуются девелоперы, его начинают открывать муниципальные власти. В России набережные есть в 80 процентах городов. Множество людей готовы посещать их как ключевые общественные пространства, даже если не живут поблизости. Именно они запускают маховик бизнеса, - поясняет эксперт.

По опросам, больше всего горожане хотят видеть на набережных лодочные станции, площадки для занятий спортом и детских игр, зеленые зоны и велодорожки. Эти и другие элементы комфортной городской среды стали уже обязательным набором для современной набережной.

Важно, что территории у воды планируется развивать как многофункциональные, отмечают специалисты. Они могут быть главным променадом, местом для прогулок и активностей - как, например, в Архангельске. В приморских городках Калининградской области на первый план выходит курортная функция. В Петербурге и других крупных портах нельзя забывать о круизной составляющей. Кроме того, у воды удобно разбивать природные линейные парки.

Еще одна задача набережных - защищать от подтоплений. Но даже инженерные сооружения теперь стремятся "подружить" с благоустройством.

- С изменениями климата развитая речная система страны в паводковый сезон угрожает людям, сооружениям и инфраструктуре, - подчеркивает управляющий партнер компании по развитию территорий Иван Курячий. - При этом горожане и туристы хотят проводить больше времени у воды. Две составляющие - защита и досуг - должны быть сразу учтены в проекте. Нельзя сначала все защитить, а потом сверху "насыпать" благоустройство.

При проектировании набережных теперь учитываются обычные и паводковые уровни воды. Территорию делят на ярусы. Павильоны и прочую инфраструктуру располагают повыше. Устраивают дождевые сады, где влага уходит постепенно. А вместо тотального бетонирования используют природную защиту, например камни.

Многие города выстраивают целые водные или водно-зеленые каркасы. Так, в Петербурге задались целью создать сквозную линию благоустроенных набережных и общественных пространств вдоль многочисленных рек, каналов и Финского залива. Есть удачные примеры - зеленые зоны на берегах Карповки и Охты, новая набережная у "Лахта-центра" и другие. Но и проблем еще немало.

- Во-первых, отдельные водные объекты и зеленые зоны города плохо связаны между собой, - отметил кандидат экономических наук Михаил Амосов на урбанистической конференции. - Во-вторых, на многих прибрежных территориях размещены автодороги. Убирать их, как в Мадриде, затратно, однако специалисты предлагают такие планировочные решения. В-третьих, мы напрасно отказались от планов 1960-1980-х годов по созданию зоны бульваров на западе Васильевского острова. Но к ним еще можно вернуться. И в-четвертых, в генплане Санкт-Петербурга нет схемы его водно-зеленого каркаса.

Эксперт предлагает принять такую схему и опираться на нее при создании проектов планировки. Другая рекомендация - по возможности все-таки убирать трассы у воды и заменять их пешеходными зелеными зонами.

Один из главных барьеров на пути развития прибрежных территорий - неготовность землепользователей к переменам. С такой проблемой столкнулись, в частности, в Мурманске.

- Большую часть портовой территории города занимают структуры, которые в мозаичном порядке выкупили там участки, - говорит Антон Финогенов. - При этом далеко не все надлежащим образом используют эти территории. Тех, кто понимает, что порт в центре города может выглядеть красиво и эстетично, мы включали в проекты с госфинансированием редевелопмента.

Для успешного преображения набережных также необходимы кадры, которые умеют их проектировать, считают урбанисты. Понадобятся и некоторые изменения в законодательстве, чтобы насыпи на этих территориях можно было делать в виде не бетонных саркофагов, а более современных конструкций.

Кстати

Всего в ближайшие годы планируется преобразить ключевые набережные 45 городов.