Этот вопрос уже поднимался в мае 2024 года на правительственном часе в парламенте. Глава госкомпании ДОМ.РФ Виталий Мутко отметил, что предельный срок эксплуатации лифтов может быть продлен до 30 лет, но это лишь временный выход. С этой точкой зрения согласна и заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, которая подчеркнула, что на данный момент никакого другого варианта просто не существует. Если срок эксплуатации не будет продлен, с 2025 года Ростехнадзор неизбежно начнет останавливать лифты, отработавшие 25 лет.
Но последствия могут быть и более серьезными, если обветшавшие подъемники начнут выходить из строя - многие из таких аварий могут повлечь человеческие жертвы. С 2018 по 2023 год в стране произошло около 330 подобных несчастных случаев. По информации Национального лифтового союза, за эти годы в них погибли около 130 человек.
Решить проблему ветхих подъемников предполагается путем создания единого цифрового реестра лифтов к 1 января 2026 года, заявили в Минстрое РФ. На данный момент создается модуль с Фондом развития территорий (ФРТ), который будет аккумулировать информацию о состоянии объектов капитального строительства, продолжается сбор актуальных данных из регионов. По словам чиновников, без такой первичной информации очень сложно говорить о цифровизации отрасли.
Но главная проблема, как обычно, сводится к финансированию. По информации комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, стоимость замены одного лифта может колебаться в пределах от 3,5 до 6 миллионов рублей - например, такие цены отмечены в Волгограде, где замена лифта с шестимиллионной ценой предполагалась в рассрочку на пять лет.
Цен в 3-3,5 миллиона, которые существовали в прошлом году, найти уже невозможно. В отдельных регионах пытались объявлять конкурсы на замену лифтов по подобным ценам, но желающих участвовать в них не нашлось. Кроме того, серьезно выросла стоимость монтажных работ, стало дороже само производства лифтов. По предварительным подсчетам, в ближайшие годы на замену лифтов потребуется не менее 22 миллиардов рублей. И если необходимые средства не изыскать как можно скорее, то спустя некоторое время эта сумма возрастет в три-четыре раза.
- Больше всего проблем у владельцев спецсчетов, поскольку они не могут претендовать на средства из "общего котла", - подчеркивает руководитель регионального центра НП "ЖКХ Контроль" в Санкт-Петербурге Алла Бредец. - В каждом регионе разная ситуация, не все могут позволить себе софинансировать эту работу в достаточном объеме. Немало сложностей существует и с обслуживанием лифтов. Организации, которые занимаются этой работой, постоянно жалуются на то, что существующие тарифы очень малы и не позволяют лифтовикам привлекать высококвалифицированные кадры, приобретать необходимые запчасти. А повысить плату за обслуживание этого оборудования можно лишь с согласия собственников жилья. Провести такое решение крайне сложно, для людей это очень болезненный вопрос. Поэтому без государственной поддержки здесь однозначно не обойтись.
Минфин, Минпромторг, Минстрой РФ и эксперты отраслевых организаций сегодня ищут способы решения проблемы. Рассматриваются разные варианты, в числе которых замена лифтов на средства инфраструктурных кредитов. Региональным властям могут предложить списать бюджетные кредиты, если они направят деньги на замену лифтов. Еще один вариант - рассрочка, подразумевающая частичное софинансирование из регионального бюджета.
Чтобы остановить рост доли изношенных подъемников, уже сейчас нужно ежегодно заменять около 10 тысяч лифтов в год, отмечают в комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое РФ. Спустя два-три года эта цифра возрастет вдвое, если учесть не только действующие устройства, у которых истекает срок эксплуатации, но и ввод новых многоэтажек, которым также требуются лифты.
Сегодня на рынке замены лифтов работают около двух тысяч компаний, которые выигрывают 75 процентов тендеров в стране на поставку и монтаж оборудования. По мнению производителей, нужны законодательные изменения, позволяющие заводам самим и без посредников участвовать в закупках и сдавать их в эксплуатацию, а также в дальнейшем обслуживать лифты.