Его запустила этой весной группа энтузиастов: у кого-то уже есть опыт в драматургии, у кого-то в актерском ремесле, у кого-то - в сопровождении театрального процесса. Ребята пригласили в качестве куратора Ярославу Пулинович, чьи пьесы с успехом ставят в России и за рубежом, несколько месяцев учились писать диалоги, выстраивать конфликт и держать интригу, а потом предложили свои сочинения молодым режиссерам. В эскизах были заняты артисты нескольких воронежских театров.
Так, замечательная актриса Кукольного Елена Симанович раскрылась в совершенно неожиданном образе молодой женщины, которая незаметно для себя устала быть идеальной женой и матерью. За фасадом семейного счастья в пьесе Арика Киланянца "Страна души" нет, кажется, никаких треснувших опор и скелетов в шкафу. И тем не менее героиня обнаруживает себя в тупике и после полугода приключений в Абхазии выходит из него с готовностью снова жарить детям сырники (пусть и в форме треугольников). А может, и не выходит - тут мнения зрителей разделились. Режиссер Ринат Ташимов прочел пьесу через гротеск, подчеркнув несоответствие между глянцевой самопрезентацией и хаосом жизни.
- История выросла из реплики моей подруги, которая призналась, что если вдруг уедет в отпуск одна без семьи, то, пожалуй, не вернется и через месяц. Все остальное - мозаика из реальных событий и диалогов, которые соединила моя фантазия, - признался Киланянц.
То, что понравилось публике (узнаваемость коллизий, простота изложения), смутило профессионалов. Главред "Петербургского театрального журнала" Марина Дмитревская предположила, что пьесу можно ставить как мелодраму и иметь кассовый успех, но огорчилась ее предсказуемостью. Театровед, доцент школы-студии МХАТ Павел Руднев возразил, что текст допускает и более глубокие трактовки:
- Пьеса актуальна не только для женщин: сегодня у любого человека становится все больше обязанностей, которые воруют его у самого себя. Это ведет к тотальному незнанию, неосознанности. Мне кажется, в тексте есть абсурдистские корни - пародирование стандарта. Абсурдизм в театре показывал, что фашизация общества начинается с культивирования нормы. Здесь героине кажется, что все идет нормально, а зрителю очевидно сумасшествие, к которому она движется…
Вопрос о том, что является нормальным для взрослого человека, которого профессиональные обязанности и маски порой заслоняют от самого себя, поставила в "Пластиковых крышках" Анна Колтырина. Ее пьесу взялся воплотить на сцене худрук Никитинского Борис Алексеев. История о служебном романе в мире искусства получилась легкой и внятной. При желании в ней можно рассмотреть и интересную зарисовку на тему смены гендерных ролей, продолжение знаменитого фильма: волевая женщина-руководитель решает проблемы и двигает дело, чуткий и немного безалаберный подчиненный - помогает ей восстановить здоровые приоритеты. Довольно юные зрители, поклонники "Тик-тока", определили мораль так: "Вредно много работать". Публике постарше хотелось большей глубины - впрочем, по наблюдениям критиков, многоплановость в современной драме явление крайне редкое.
- Много новых пьес не имеет трактовок. Их можно интонировать, прибегая к иронии или уходя в псевдопсихологизм. Но в целом в современной драме не возникает истории сложного человека, что тем более досадно потому, что нас сегодня отовсюду толкают к упрощению, - отметил автор пьес и инсценировок, куратор режиссерских лабораторий в театрах России Олег Лоевский.
Шесть показов с полной посадкой (в зале на сто мест), да еще и с большим количеством молодых лиц - хороший результат для первого сезона "Драмкружка". У читок и театральных эскизов в Воронеже есть своя верная публика. Ранее с современной драматургией можно было знакомиться в рамках спецпрограммы Платоновского фестиваля, этой осенью несколько новых пьес прочли в арт-центре "Прогресс". В местном творческом сообществе намерены продолжать опыты с обучением драматургов - и как знать, не родится ли в итоге новый "Вишневый сад" на материале XXI века.