Премьера проекта прошла в 2023 году на фестивале Prima Domra. Собственно, для него он и создавался - иллюстрации к "Тамбовской казначейше" при поддержке правительства Тамбовщины заказали композитору Александру Чайковскому. Тот сочинил марши и вальсы для описанного Лермонтовым бала в сонном городке, взволнованном прибытием уланского полка. Превратил в романсы стихотворения "Нет, я не Байрон, я другой" и "Совет" ("Если, друг, тебе сгрустнется"). Добавил капельку фольклора.
Вокальные партии доверили участникам ансамбля современной хоровой музыки Altro coro (действует при Российской академии музыки имени Гнесиных), инструментальные - исполнили пианистка Екатерина Мечетина (заслуженная артистка России) и домристка Екатерина Мочалова. Впрочем, всем музыкантам достались и небольшие драматические роли - изображать тамбовский высший свет. Публика приняла постановку с воодушевлением, несмотря на аляповатый видеоряд (бесконечные натюрморты и примитивная анимация вперемешку с видами старого Тамбова).
- Конечно, в Тамбове было особенно интересно и забавно читать этот текст - в натуральных декорациях, людям, которые по-своему знают город, о котором писал Лермонтов. После концерта нам показали памятник тамбовской казначейше - я ее немного иначе себе воображал, - рассказал Григорий Сиятвинда. - В этом году там же, тоже на фестивале Prima Domra, мы представляли проект с музыкой Александра Чайковского про Державина. Он ведь был тамбовским губернатором.
Подобные театрализованные читки кажутся актеру интереснее работы в кино, потому что позволяют самостоятельно создать большую роль и работать с "чистыми субстанциями" - словом и музыкой. И вдобавок соприкасаться с хорошей литературой.
Сам я читаю в основном классику - ее столько, что постоянно находишь что-то еще неизвестное для себя. Когда в руки попадают современные популярные произведения, то - может, мне так не везет - они выглядят более плоскими, - признался Сиятвинда. - Есть ощущение, что литература потеряла какое-то измерение, спустилась на несколько уровней. Это для меня один из признаков того, что человечество не прогрессирует... Что тут противопоставить? Только настоящее художественное слово.
Поэма Лермонтова, по словам композитора, читается с таким комфортом, "как будто лежишь в теплой ванне", и хороша для переноса на сцену тем, что не оставляет слушателя с чувством безнадежности. "Казначейша" уже пережила показы в Тамбовской области и Москве, воронежская гастроль была пятым представлением. Не исключено, что постановку захотят увидеть и в других городах ЦФО.