Без сомнения - это самая известная картина Карла Брюллова, знаковая для его творчества и, по сути, прославившая его в веках. Работа над этим масштабным полотном велась на протяжении шести лет и, что очень важно, - на точной документальной основе. Во время пребывания в Италии Брюллов побывал на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные под лавой Везувия. Лишь на своих впечатлениях от увиденного художник не остановился - он стал пристально изучать исторические источники и памятники древности. Полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох - зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации.
Современники отмечали: в этой картине больше приятности, чем соразмерности. Вроде бы и одобрение, но в то же время - мягкий упрек в отступлении от классических норм. И действительно, в несложном бытовом сюжете Карл Брюллов сумел воплотить новаторские взгляды на задачи искусства, работая с натуры, отыскивая прекрасное в простом и повседневном. Увидев крестьянку, собирающую в саду виноград, художник был очарован красотой этой сцены. Сочные светящиеся изнутри ягоды, сияние глаз женщины, игра бликов и теней - все сплелось у Брюллова в картину неиссякаемой полноты бытия. "Итальянский полдень" - уникальный пример авторского переосмысления соотношения между античной эстетикой и полнокровием реальной жизни.
Эта картина стала первой зрелой успешной работой начинающего художника. Сразу после завершения она была выставлена в зале Миланской Академии изящных искусств Брера и стала настоящим открытием для публики. Многочисленные хвалебные отзывы в европейской прессе предвосхитили славу Брюллова в России. Картина была написана по заказу графини Юлии Самойловой - долгое время считалось, что именно ее изобразил художник. Но впоследствии искусствоведы пришли к выводу, что в качестве наездницы была изображена воспитанница графини, а маленькая девочка на картине - это ее приемная дочь.
Художник сумел передать "не одно внешнее сходство, а всю душу оригинала" - так отозвался об этом шедевре Виссарион Белинский. Автопортрет 1849 года - одна из вершин портретного творчества Карла Брюллова - был написан после тяжелой болезни и стал итогом горьких размышлений о своей судьбе, разочарованности жизнью, творческой неудовлетворенности требовательного к себе мастера. Своей композицией, старинным облачением романтический образ художника напоминает некоторые портреты Рубенса. При этом Брюллов работал исключительно быстро: известно, что автопортрет, находящийся в Третьяковской галерее, был написан всего за два часа.
Это полотно впервые выставляется в России и является еще одной сенсацией выставки в Русском музее. Картина "Христос во гробе" написана Брюлловым в 1840-е годы по заказу генерал-губернатора Финляндии, графа Николая Адлерберга для его домовой церкви. Работа выполнена в технике транспарент: такие картины пишут на тонких холстах, вставленных в оконные ниши для подсвечивания. С 1935 по 2002 год шедевр хранился в православном приходе в Брюсселе, а в 2003 году картину изъяли у коллекционера из Германии - он перевозил ее через границу, не задекларировав.
"Картина законвертована еще самим Брюлловым в толстенные стекла. Весит невероятно, ее несли восемь человек", - рассказывал заместитель гендиректора Русского музея Григорий Голдовский.
Из статьи Льва Толстого "Что такое искусство?"
"Поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой мертвый этюд вдруг ожил. "Вот чуть-чуть тронули, и все изменилось", - сказал один из учеников. "Искусство начинается там, где начинается "чуть-чуть", - сказал Брюллов, выразив этими словами самую характерную черту искусства".
После публикации этой статьи Толстого слова Брюллова стали крылатыми.