Сейчас существующие штрафы за продажу немаркированной табачной и никотиносодержащей продукции не перекрывают маржу от продажи нелегальных сигарет. Это не стимулирует бизнес выходить из серой зоны, сказано в пояснительной записке к законопроекту (есть у "РГ"). А отсутствие лицензии уже будет основанием для уголовной статьи. Лицензирование розницы уже привело к обелению рынка алкоголя. Того же эффекта авторы законопроекта ждут и от лицензирования табачной розницы.
По данным минпромторга, потери бюджета от незаконного оборота табачной продукции по итогам девяти месяцев 2023 года составили 75 млрд рублей. Доля незаконного оборота никотиносодержащей продукции снижается, но в 2023 году она составляла 68% (включая электронные устройства), приводят данные авторы законопроекта.
Пока вопрос лицензирования торговли табачной и никотиносодержащей продукцией только прорабатывается. Говорить о его введении сейчас преждевременно, сообщили "РГ" в минфине. Учитывая, что в реализации этой продукции задействовано большое количество торговых объектов и субъектов малого предпринимательства, "после определения возможных основных параметров такого лицензирования необходимо их всестороннее обсуждение с представителями бизнеса и общественности", пояснили в министерстве.
Примерно такой же точки зрения придерживаются и в Росалкогольтабакконтроле. "В целях недопущения формирования излишних административных барьеров и увеличения финансовой нагрузки на бизнес вопрос введения реестра розничной продажи табачной и никотиносодержащей продукции пока находится на стадии обсуждения", - указали "РГ" в ведомстве.
Позиция торговой отрасли по этому законопроекту еще не сформирована - идея требует анализа, прокомментировал "РГ" председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Но в целом торговля приветствует инициативы, направленные на снижение доли нелегальной табачной продукции. С введением цифровой маркировки и развитием сетевой розничной торговли доля нелегальных сигарет на российском рынке за последний год, по данным минпромторга, сократилась на два процентных пункта, до 11,3%, отметил эксперт.
Маркировка дает возможность изымать нелегальную продукцию, штрафовать продавца, но запретить продажи она не может, говорит председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. К уголовной ответственности можно привлечь только за подделку марок, к которой розница не имеет отношения, как и к акцизам (его уплачивают производители). А для привлечения к уголовной ответственности за нелегальный оборот надо доказать крупный размер, которого в рознице не бывает. К тому же у МВД исключили ряд полномочий по контролю за алкогольным и табачным рынком.
"Должен быть механизм выдачи и отзыва разрешений на торговлю, иначе нарушитель снова может торговать на том же месте без конца, даже если приставить к нему милиционера. Таким механизмом и является лицензирование", - считает Шапкин. При этом, по его мнению, на стоимости табачной продукции это никак не скажется - на это влияет рост акцизов.