Соответствующие планы предлагается закрепить в государственной программе "Юстиция". Проект соответствующих поправок к программе вынесен на общественное обсуждение.
Совершенствование способов и методов контроля за деятельностью по возврату просроченной задолженности названо в проекте одним из стратегических приоритетов государственной программы "Юстиция". Если говорить простым языком, человек должен быть защищен от хамства, назойливых звонков и прочих неприятностей. Коллекторы обязаны вести себя цивилизованно. Контроль за этим будет усилен.
В проекте говорится в том числе о наделении должностных лиц ФССП России дополнительными полномочиями по истребованию у операторов персональных данных сведений, необходимых для выявления нарушений законодательства коллекторами. Также предполагается налаживание системы дистанционного государственного контроля, заключающейся, как сказано в проекте, "в целенаправленном, постоянном, опосредованном получении и анализе информации об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
В Федеральной службе судебных приставов подтвердили "РГ": такие планы есть, ведомством рассматривается возможность использования системы дистанционного государственного контроля.
Как пояснили в ведомстве, такой мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц и осуществляется по их заявлению. Иными словами, тайно подключиться к серверам банка или коллектороского агентства будет нельзя. Но организации, работающие с должниками, могут договориться и добровольно предоставить приставам доступ.
"В рамках мониторинга ФССП России планируется проработать вопрос о возможном дистанционном получении информации о деятельности контролируемых лиц по возврату просроченной задолженности, учитывая, что обязанность по фиксации и хранению всех случаев взаимодействия с должниками и третьими лицами возложена на лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности", - рассказали в службе судебных приставов. Дело в том, что коллекторские организации обязаны фиксировать свои разговоры с должниками. Таким образом, если в службу судебных приставов поступит от гражданина жалоба, пристав (если рассуждать теоретически) сможет дистанционно прослушать нужный разговор. Защита граждан упростится.