"Сегодня, когда весь мир сошел с ума, я хотел бы поговорить о том, что каждый из нас живет с войной внутри", - заявил перед премьерой режиссер Антон Яковлев. С английским классиком он - если не на дружеской ноге, то все-таки имеет дело не первый раз. В столичном Театре им. Гоголя, где он худрук, с недавних пор идет шекспировский "Сон в летнюю ночь" в его постановке.
Главную тему спектакля - двойственность человеческой натуры, парадоксальную и естественную в то же время, - подчеркивает жирно даже программка, где лицо Гамлета тенью от тяжелого меча разделено на две части - светлую и темную. Эпиграфом стали слова Оскара Уайльда из "Портрета Дориана Грея": "Каждый из нас носит в себе и ад, и небо…". Именно такой акцент был важен постановочной команде.
Яковлев называет это "авторской версией по мотивам Шекспира": он создал собственную редакцию пьесы, собрав ее воедино из всех известных переводов. В результате герои говорят прозой. Но дело не в форме, уверяет режиссер: "Текст рождался исходя из моего понимания, что в нем главное".
- Идею этого "Гамлета" мы с Антоном Шагиным вынашивали несколько лет. Мне кажется, важно задуматься: что происходит, когда в человеке, ищущем Бога, появляется желание все сжечь? А такое желание, так или иначе, иногда возникает в каждом из нас. И еще вопрос, что победит. Так что Гамлет в нашем спектакле - это не просто герой, это метафора сегодняшнего человека, - объясняет режиссер.
Для Антона Шагина сыграть Гамлета никогда не было пределом мечтаний. Тем более что это уже второй принц датский в его творческой биографии.
- Первый раз Гамлета я играл еще в студенчестве, и уже тогда, как мне казалось, закрыл для себя эту тему. Но появился замысел Антона Яковлева - и снова возник интерес к этому герою, - говорит артист. - О чем спектакль? Я определил так: как можно искать истину и быть за правду - и одновременно с этим совершать страшные поступки?
Шагинский принц Гамлет с самого начала, всем своим внешним видом бунтует и взрывает мозг: черные очки, растянутый джемпер, массивные кроссовки, волосы торчком. Когда после недолгих траурных речей его мать Гертруда (Анна Якунина) и дядя Клавдий (Максим Аверин / Виктор Раков) сбрасывают с себя черные одежды и уже в белом и нарядном пускаются в пляс - в юном наследнике просто не могла не вспыхнуть злоба такой убойной силы, что вскоре разнесет все вокруг.
Каждая поза его - решительна, тверда и неуступчива. Темные линзы очков отгородили его от прочих. Он - по другую сторону. Какую? Бедная Офелия (Алла Юганова) пытается понять возлюбленного - но в ее темных очках не хватает одного стекла.
"Ленком" использует все козыри, которыми всегда был славен театр. Постановку можно назвать музыкальной: есть живой оркестр, есть элементы мюзикла - вокал и танцы. Сцена в мигающих софитах, джаз-импровизации - кому-нибудь из постоянных зрителей послышится за этим отголосок предыдущей ленкомовской премьеры "Кабаре Пушкин".
Зато оказался к месту эпизод с заезжими артистами - всё маскарадно, выпукло, гротескно, и костюмы прямо чересчур, и жутковатым кажется речитатив - и зрители притихли: мало ли - а вдруг сейчас ударит током. Такая смесь страстей и чувств, наверное, и в Гамлете - он просто впился взглядом в дядюшку, чтобы увидеть истину - разгадать злодея по его реакции.
Нужна ли Гамлету на самом деле эта истина? Ведь он уже все для себя решил, вообразил, дорисовал в фантазии - и просто ищет повода и оправдания своей задуманной кровавой мести? Что важнее в жизни - справедливость или гордыня? Он втыкает в землю мечи, как кладбищенские кресты, вяжет на их рукоятках узлы, словно расставляя ловушки. В финале эта красная паутина скрутит всех так, что каждая попытка вырваться - запутывает только крепче.
Естественно, все ждут, когда он спросит: "быть или не быть". Символом центрального монолога становится все тот же красный канат, по которому Гамлет идет, словно балансируя, своими же руками натягивая нить за нитью. В какую сторону качнется, опрокинется мятущийся герой - добра или зла? Ответ был дан Шекспиром. Принц, запустивший маховик ненависти, попал в свои же сети.
Трогательна Офелия с рюкзаком писем от Гамлета - вечный ребенок. Как и ее многословный отец Полоний (Иван Агапов). Забавен дуэт Розенкранца и Гильденстерна (Алексей Скуратов и Александр Горелов).
Для Максима Аверина роль Клавдия, кстати, первая в статусе артиста "Ленкома" - с недавних пор он принят в труппу. Он признается: "Мне очень понравилось играть злодея, такая роль позволяет открывать в себе новые грани".
Вечный вопрос - а любила ли Гертруда своего сына? В версии Анны Якуниной - да: "Моя королева, конечно, любит Гамлета, она же мать. Но… в этой истории месть не щадит никого и разрушительна для всех".
Два года назад "Ленком" открывал сезон спектаклем Антона Яковлева "Последний поезд" - там сюжет закручивался вокруг проблемы "отцов и детей", и режиссеру было важно и принципиально "перекинуть некий мостик в сегодняшний день". Теперь снова "Ленком", и снова первая премьера нового сезона. Снова притча - снова вечные вопросы зрителям.
В театре заверяют: не в последний раз. Уже есть планы у театра с режиссером на будущее.
Марк Варшавер, директор театра "Ленком Марка Захарова":
"Гамлет" - уникальный спектакль, который, как мне кажется, открыл новую страницу жизни "Ленкома". На мой взгляд, это одна из лучших постановок Антона Яковлева, а ее неоспоримое достоинство в том, что "Гамлет", которого играет вся страна, в нашем случае выдержал все каноны шекспировского гигантизма. Эта премьера сделала меня счастливым".