На сторону мам и пап встал учительский коллектив: "Планируется, что дети будут получать только основное общее образование с первого по девятый класс. В итоге молодые семьи, у кого есть дети, будут вынуждены выехать из Лешуконского округа, чтобы дать сыновьям и дочкам лучшее. А значит, утечка кадров и проблема демографии никуда от нас не денется", - обозначила перспективу директор школы Елена Михеева.
Почему власти решили взяться за Койнас, если назвать село умирающим язык не поворачивается? Хотя Койнас входит в список труднодоступных, в отличие от глухих архангельских деревушек с тремя жителями здесь сегодня косят сено, пасут лошадей, доят коров, учат и учатся 400 человек.
А главное - в последние годы в Койнасе все чаще "вьет гнезда" молодежь. Возвращаются на малую родину педагоги, пускают корни предприниматели: строят одновременно и бизнес, и жилье - с расчетом на перспективу. Так, семья Татьяны Богдановой открыла магазин и пекарню:
- Я свой выбор сделала не просто так, хотя сама воспитывалась в городе, а в Койнас приезжала только на каникулы, - говорит Татьяна. - Но когда мы с мужем сравнили воспитание ребенка в городском детском саду и в койнасском, а также в местной школе, то поняли, что именно здесь сыну будет хорошо. Учителя стараются, насколько могут!
Треть педагогов - молодые:
- Вместе с мужем и маленьким сыном мы переехали в Койнас два года назад из Нарьян-Мара, - рассказывает учительница Зоя Звенигородская. - Коллектив в школе замечательный - меня приняли сразу с доверием и открытой душой. Сейчас строим в Койнасе дом. Но с надеждой на одиннадцатилетку!
Кстати, теперь в Койнасе каждый год строится по дому, вот и сейчас один готовится к сдаче. Поэтому люди задают вполне резонный вопрос: продолжать ли обустраивать жилье, если сыновьям и дочкам потом негде будет учиться?
Конечно, школа в Койнасе не такая "глянцевая", как в городах: деревянные стены местами облупились и нет паркета. Зато каждый из 50 детей здесь как на ладони: педагоги устраивают вместе с ними интеллектуальные игры и косят траву во дворе, бегают осенний кросс и собирают экспонаты для школьного краеведческого музея. Учителя знают, какие книжки читают их ученики и что едят на завтрак, а рабочий день у педагогов плавно перетекает в рабочий вечер. Поэтому и за выпускников не стыдно - поступают в вузы, побеждают в олимпиадах.
На чем основано предложение "подрезать" старшие классы? В администрации Лешуконского района спецкору "РГ" ответили, что "школа не обеспечена квалифицированными кадрами", нагрузка на каждого педагога большая, а часть не имеет профильных дипломов. Жители "подачу" отбивают: любимая учениками койнасская "англичанка" Алена Грязнова заочные сессии сдает только на отлично - значит, еще на один молодой диплом в школе скоро будет больше (да еще какой).
Власти резюмируют, что сейчас в старших классах учатся всего шестеро детей. Но мы выяснили, что "на подросте" гораздо больше. Так, в шестом за партами сидят десять человек, а одна из многодетных семей Койнаса ждет седьмого ребенка - им тоже пеленки покупать с расчетом на интернат?
- Получается, мы здесь, в Койнасе, не нужны? Получается, что одни дети могут жить с комфортом дома, а другим предлагают вырвать корни и два года провести в интернате?
Пока на все эти вопросы общественность села не получила от районной власти вразумительных ответов. Кроме того, что "в интернате детям будет хорошо". Но и окончательного решения о судьбе койнасской школы пока не принято - "РГ" надеется, что жителей села все-таки услышат и сельских старшеклассников оставят дома.