- Впервые на дрейфе получены корректные данные по ускорению силы тяжести. Это удалось сделать с помощью абсолютного гравиметра - высокоточного прибора, крайне дорогостоящего хрупкого, очень чувствительного прибора. Его априори было невозможно привезти на традиционные СП. Такая возможность появилась только с выходом ЛСП "Северный полюс". Ранее работы в этом высокоширотном регионе проводились от случая к случаю, на кораблях, с самолетов, но речь шла об относительных гравиметрических данных. Теперь мы можем говорить о абсолютно точных измерениях, - пояснил Дмитрий Дронов, ведущий специалист СП-42, сотрудник ААНИИ. Он подчеркнул, что в стране есть разветвлённая гравиметрическая сеть, однако самый крайний север и прилегающие территории оставались фактически неизученными, так как это труднодоступные территории.
Напомним, для чего нужна гравиметрические измерения (регистрация измерения силы тяжести на поверхности планеты). Во-первых, они дают информацию о внутреннем строении Земли, позволяют определять ее физические параметры. Что в свою очередь можно использовать для самых разных нужд. В том числе для предсказания землетрясений, определения границ континентального шельфа, - что крайне сейчас актуально. После их анализа можно получить более полную картину происходящего. Также гравиметрия используется в разведке и добыче полезных ископаемых, прежде всего нефти и газа. Например, с помощью абсолютного гравиметра можно посмотреть, насколько выработано месторождение, и, соответственно, как его использовать в дальнейшем. Без гравиметрии не обойтись при расчете запусков спутников и летательных аппаратов ракетного типа. В общем закон всемирного тяготения, открытый Ньютоном, еще никто не отменял.
Гравиметрические установки находятся на борту ЛСП "Северный полюс". Выносить их на ледовое поле не нужно. ЛСП располагает двумя гравиметрами - относительным и абсолютным. Оба - российского производства. Один - петербургского, второй - разработка Сибирского филиала РАН,
Благодаря формату ЛСП удастся собрать огромный массив гравиметрических данных на "белых пятнах" севера планеты. Исследования будут продолжены СП-43, СП-44 и далее.
Спросила у полярника, каким ему видится дальнейшее изучение Арктики человеком?
- Я бы сказал, что сейчас вся Арктика и экспедиции держатся на фанатах, людях, влюбленных в свое дело. Вот когда они состарятся или им станут в тягость экспедиции - будет крайне сложно. Чтобы удержать людей и привлекать новых, причем толковых, нужны достойные зарплаты. Чтобы человек спокойно делал свое дело и не думал, чем ему прокормить семью. Но в то же время зарплаты и не должны быть сверхогромными - иначе придут случайные люди, у которых душа не будет болеть за Арктику. То есть решения по оплате должны приниматься взвешенно, - сказал ученый.
Он поделился с "РГ" своей мечтой: хочет пойти к берегам Антарктиды на новом НЭС "Академик Фролов". Судно заложено и строится. Должно быть сдано в эксплуатацию в 2028 году и фактически заменить с собой (но уже но новом техническом уровне) НЭС "Академик Федоров".
Все тексты сюжета "Новая экспедиция "Северный полюс-42" на уникальном судне в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.